Ключевым вопросом экономики долгое время является возобновление — ускорение роста мирового и национальных валовых продуктов (ВП).

На первый взгляд, очевидно, чем больше произведем, тем больше можем потребить, поэтому если растет ВП — есть повод для радостных ожиданий, можно надеяться, что вырастет и наш персональный доход. Даже в среднесрочной перспективе валовой продукт может производиться только в объемах его фактического потребления. Производство экономически целесообразно, если оно находит соответствующий спрос, причем спрос платежеспособный.

В росте ВП заинтересованы:

1. Производители, поскольку произведя и реализовав свой продукт в большем объеме, соответственно больше можно заработать.

2. Потребители, если им не хватает того количества товаров и услуг которое сейчас производится.

Каждый из нас является потребителем, но не каждый принадлежит, при этом, к категории производителей. При этом экономика создается усилиями производителей, а не потребителей. Как бы усилиями маркетологов ни подчеркивалась значимость потребителей в определении векторов развития экономики, действительность другая. Производители формируют тренды спроса усилиями оплачиваемых ими маркетологов.

Что сейчас является ограничителем роста ВП? Бесконечный рост невозможен, так как нецелесообразно производить больше товаров, если при этом производителям не удается получить больше прибыли. Пока предложение отставало от спроса, практически все производимое находило своего покупателя, общество развивалось, структурные экономические пропорции сохранялись. Но в конце 20-го века был достигнут баланс спроса и предложения, равновесие рынка, теоретически предсказанное классиками политэкономии.

К этому знаковому моменту сложилось доминирующее мнение, что постоянный экономический рост, это единственный правильный путь развития. Периоды кризисов воспринимались как кратковременные сбои, не дающие оснований усомниться в правильности устоявшейся парадигмы развития. Рынок был расширен до своего физического предела и насыщен. Созданные производственные мощности, организованные процессы производства и сбыта остановить или придержать было уже невозможно.

Когда рынок оказался полностью насыщен и его невозможно было далее расширять, то было решено этот рынокуглублять. Для чего были придуманы механизмы стимулирования потребительского спроса, а проще — кредитованиячастных лиц. Это породило новые проблемы, которые немного обозначились в 2009 году, но игнорируемые с того времени, сейчас начинают жестко бить по безответственным заемщикам и кредиторам. Ускорившаяся консолидация банковской системы сопровождалась повышением кредитных и валютных рисков, снижением ликвидности и замедлением скорости расчетов. Правительство уже предпринимает чрезвычайные меры по увеличению капитала банков, допустивших опасное снижение уровня его достаточности.

«Специализация повела к огромному развитию коллективной силы человечества в труде и в познании. Но все же она — ограниченный двигатель прогресса. Рядом с условиями, облегчающими и ускоряющими прогресс, она заключает в себе также условия замедляющие; значение их вначале ничтожно, но с развитием оно возрастает и в позднейшие эпохи превращается в настоящее, глубокое противоречие, которое дорого обходится человечеству». (А.А.Богданов).

Любой производственный процесс состоит из четырех составляющих: Люди, Оборудование, Технологии, Материалы и ресурсы.

Первый и важнейший фактор производства — люди, ибо они и производители, и потребители, и, именно люди, являются основой всех факторов производства.

Многим знаком термин «диверсификация» (по-научному это распределение рисков, по простому — «Не держать все яйца в одной корзине»). Проверенный подход в бизнесе и быту, никем не поставленный под сомнение, ибо это многовековая наднациональная житейская мудрость. Уровень предельной зависимости от любого вида ресурсов для обеспечения безопасности государства, экономики, предприятия, любого человека, не должен превышать 25 процентов. Это уровень дебатируемый учеными и практиками, но автор солидарен именно с этой точкой зрения.

Где в экономике превышен этот безопасный уровень? Если исключить, с некоторым допущением наш ОПК, энергетику, наземный транспорт и сельское хозяйство, то практически везде. Увы…

Очень многие в России, хоть с оговорками, но, верят больше иностранной валюте, чем отечественной. Декабрьские валютные качели и ажиотажный спрос на бытовую технику, можно, конечно, объяснить поговорками «Пуганая ворона и куста боится», «Обжегшись на молоке, дуем на воду» и т.п. При этом, мы почему то не замечаем:

— Прошлогоднюю экспроприацию банковских вкладов на Кипре: она тихо реализована, при этом мало кто публично будет позориться, афишируя масштаб своей неосторожности и понесенных потерь…

— Февральскую капитуляцию и последующее бегство невнятного, но тогда еще президента Украины, В. Януковича, перед майданной оппозицией, гарантированную уважаемыми лидерами ЕС Германией и Францией, меньше через месяц, опрокинутую навзничь перевозбужденными хлопцами…

— Мартовскую блокировку обслуживания банковских карт международных платежных систем; и декабрьское крымское продолжение этого карточного шулерства…

— Жлобское неисполнение демократичной Францией своих обязательств по поставке России двух вертолетоносцев…

— Свежее решение Microsoft поднять цены на продукцию в России.

Можно ли нам обоснованно надеяться, что в условиях нынешнего столкновения мировоззрений нас не ограничат где-то еще, безо всяких на то юридических оснований? Можно ли всерьез и надолго договариваться с «партнерами», двурушничающими так беззастенчиво? Разные могут быть мнения, свое я уже высказал. Чтобы чувствовать себя достаточно спокойно, нельзя зависеть от «партнеров» более чем на четверть. Ведь и «партнеры» непублично, но последовательно исповедуют схожую логику действий.

«Работа не для результата, а для всеобщей занятости» известная хохма уважаемого сатирика, при более глубоком осмыслении, накопленном опыте жития при капитализме, выглядит уже не так безупречно издевательски. Ибо важнейшими и первейшими функциями любого государства является сохранение самого себя, своего суверенитета, населения в любых внешних условиях, особенно мирных юридически, расслабляющих и настраивающих на самоуспокоение.

К чему эти рассуждения? Ушедший год был очень богат на события, грядущий будет не менее насыщенным. Новый год состоялся, пора подведения итогов, построения планов. Сверка достигнутого с ожидаемым, возможностей с угрозами.

Желаю всем нам благоразумия, осторожности и веры в собственные силы!

Юрий Буланов, председатель Правления ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк».

«Кузнецкий рабочий»

фото: google.ru

Еще
Еще В России

Один комментарий

  1. петрович

    11.01.2015 16:31 в 16:31

    Автор порассуждав «о том, о сём»очень политкорректно ушёл от ответа на извечные российские вопросы:» Кто виноват?» и «Что делать?» Вся «соль» изложенного в Новогоднем пожелании, где вместо традиционных «здоровья, счастья, благополучия»: «Желаю всем нам благоразумия, осторожности и веры в собственные силы!» Во взаимоотношениях рядовых граждан с государством, это пожелание наиболее актуально. Как говорят в определённых социальных кругах: «не верь, не бойся, не проси!»

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

У одних убавится, другим прибавится

Изменения в региональный закон «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных д…