Первый квартал оказался не таким плохим, как ожидалось в декабре. Правда, в апреле-мае экономические показатели вдруг стали ухудшаться. Но скоро все исправится, так как во втором квартале мы пройдем дно кризиса.

Такое оптимистически-облегченное описание происходящего наверняка сгодится для какой-то части населения. Но у многих граждан возникают подозрения, что этот легковесный оптимизм отражает реальное отношение властей к проблемам российской экономики. Ведь серьезный анализ причин стагнации и нынешнего спада увидеть практически невозможно.

Чтобы оживить российскую экономику, предлагались самые разные меры – от амнистии предпринимателей до улучшения имиджа России за счет подъема в рейтинге Doing Business. Но подобные меры не остановили замедление экономики, которое началось задолго до украинского кризиса. Таким образом, еще до начала украинского конфликта у нас не было ни ясного диагноза экономической болезни, ни способов ее лечения.

Антироссийские санкции, финансовая и технологическая изоляция явно ухудшили экономическую ситуацию. Но они не отменили необходимость трезвого взгляда на внутренние проблемы российской экономики. Наигранный оптимизм бывает хорош в разговоре врача с больным ребенком. А обсуждение диагноза и методов лечения с родственниками или со взрослым пациентом требует более серьезного разговора. Точно так же и решение российских экономических проблем не может сводиться к обсуждению текущей статистики. Или к обещаниям, что скоро все само собой исправится.

Во вторник Минэкономразвития РФ объявило, что месячные темпы падения ВВП постепенно снижаются, и это дает надежду на скорое прекращение спада. «Главное, что мы с 1,5% снижения в январе последовательно замедлялись, было 0,9%, 0,6% в апреле и 0,4%  в мае. У нас наблюдается абсолютно устойчивая тенденция на замедление снижения ВВП», – сообщил замглавы ведомства Алексей Ведев. Из этой статистики следует, что показатели второго квартала могут оказаться самыми  плохими при сопоставлении с прошлогодними.

Приятно слышать, что относительная скорость падения становится все меньше. Но это вовсе не гарантирует, что Россия встанет на путь устойчивого экономического роста. В мире есть примеры 10-летней стагнации отдельных стран, при которой они стремительно отставали от развивающихся соседей и превращались в задворки мировой экономики. И Россия вовсе не застрахована от такой перспективы.

После окончания нынешнего кризиса Россия попадет в длительный период медленного роста, предсказывают экономисты PricewaterhouseCoopers (PwC). Для этого периода будут характерны низкий спрос, вымывание среднего класса, дефицит инвестиционных ресурсов и низкие темпы роста ВВП – ниже 2% в год. Эксперты PwC предлагают считать такое состояние «новой нормой» для России.

Но всех ли удовлетворяет такая «новая норма»? Президент Путин заявил на прошлой неделе, что он рассчитывает на совершенно другую «норму». «Чего мы хотим добиться: прежде всего мы хотим обеспечить рост нашей экономики в ближайшее время, в ближайшие годы на уровне среднемировых, это примерно 3,5%», – заявил президент с трибуны Петербургского международного экономического форума. По словам президента, «те тенденции, которые мы сейчас видим в нашей экономике, позволяют нам утверждать, что эти цели вполне достижимы, и мы это сделаем в ближайшее время».

Объявленный президентом ориентир в 3,5% ВВП в год – очень хороший лозунг. Но как он соотносится с реальностью? Ведь среднегодовые темпы роста российской экономики с 2008 по 2018 год могут оказаться почти равными нулю.

http://www.ng.ru/

 

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Поправки в областной бюджет

Областные парламентарии внесли изменения в областной бюджет, а также в региональный закон …