Замглавы Рособрнадзора рассказал, какие нарушения были при сдаче Единого государственного экзамена в этом году.

Похоже, школьники смирились с тем, что списать на ЕГЭ не удастся. Дети больше не ждут, что в интернете вдруг появятся ответы на все вопросы. А ведь еще в прошлом году родители на полном серьезе требовали легализовать шпаргалки! И приводили аргументы: мол, всю жизнь списывали…

Как чиновникам удалось справиться с этой старинной традицией, рассказал заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев.

БЕЗ ПОДТАСОВОК

Анзор Ахмедович — в недавнем прошлом министр образования Чечни — в этом году курировал Северный Кавказ, самый проблемный в плане списывания на ЕГЭ регион. Даже по сравнению с 2014 годом, когда на Северном Кавказе было 30 % онлайн аудиторий, а в 2015 – 90%, количество видеометок за нарушения уменьшилось в 5 раз. Так что обвинить кавказских школьников в подтасовках не получится при всем желании.

— Кроме всех статистических данных у меня есть свои показатели, что все прошло честно, — откровенничает Анзор Ахмедович. — Это когда к тебе обращаются высокопоставленные чиновники с разных регионов Российской Федерации, у которых дети даже минимальных баллов на аттестат не набрали, и просят содействия. Значит, они уже испробовали все возможности, и договариваться с ними никто не стал! Закон для всех один!

Сделать что-то с результатами экзамена сотрудники Рос­обрнадзора не могут, даже если бы захотели. Все работы проверяются несколькими разными экспертами. Система контроля — многоуровневая, чем выше балл — тем больше перепроверок.

Чиновники вспоминают, как пару лет назад в одной из школ попытались поменять низкие баллы одного ребенка на высокие другого. И не придумали ничего лучшего, как обвинить во всем компьютер. Якобы машина неправильно отсканировала фамилии на бланке ответов и вместо Абдурахманова получился Иванов. Над встречным вопросом «Как такое могло быть?» горе-эксперты думали три дня. И не придумали ничего лучшего, как соврать, что уронили компьютер и все данные в нем… перемешались.

В ВУЗАХ СТАЛО ТИШЕ

Грубых нарушений, как в прошлые годы, сейчас уже нет. Максимум, что ставят в вину организаторам — не написали на доске время окончания экзамена, не совсем правильно провели инструктаж. Эффект от закручивания гаек на Кавказе почувствовали не сразу. Просто в вузах стало как-то… тише.

— Заметьте, в этом году стало меньше скандальных историй, связанных со студентами с Северного Кавказа. В столичных новостях не слышно про хулиганов или гулянья, — приводит пример Анзор Ахметович. – Ведь кто хулиганит? Обычно это первокурсники. Приезжали с необъективными результатами, их отчисляли из вуза после первой сессии, при этом родителям они врали, что учатся и все у них хорошо. Сейчас такой нерадивый выпускник не может набрать высоких баллов. Как правило, остается в своем населенном пункте, обычно получает рабочую специальность в колледже под присмотром родителей.

СЛИШКОМ УМНЫЕ, ЧТОБЫ СПИСЫВАТЬ

Именно такие — кому нечего терять — и пытаются списывать на экзамене. Но даже это у них выходит бестолково.

— Мы собрали информацию о ребятах, которые списывали на ЕГЭ по русскому языку, — говорит Анзор Музаев. — И выяснили: это те, кто еле-еле набирает проходной минимум. Не было ни одного случая, чтобы стобалльник вытащил телефон и у него аннулировали работу. А ведь те, кто списывают, ведут себя так, словно знать ничего не знают о камерах наблюдения. В открытую достают телефоны, поворачивают задания поближе к свету, чтобы сфотографировать.

Специалисты посмотрели и шпаргалки, которые остались после экзамена. Да-да, те самые, которые уборщицы ворохами выгребали из туалетов и урн.

— Оказалось, что в этих шпаргалках нет никакой информационной ценности, — рассказывает чиновник. — Например, был перечень тем сочинений без самих текстов. Была таблица умножения. Был Уголовный кодекс целиком. И даже выдернутые листы из сборника демоверсий ЕГЭ, созданных разработчиками Федерального института педагогических измерений — чем они могут помочь, ума не приложу. В общем, те, кто нес шпаргалки, были настолько плохо подготовлены к экзамену, что даже не понимали, что им пригодится.

Похоже, большинство детей сильно поумнело за последние два года. Теперь школьники предпочитают не рисковать и сдавать экзамены самостоятельно. Глядишь, через пару лет дойдет и до родителей: пока больше всего возмущаются жесткими порядками, установленными на ЕГЭ, именно они.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Чиновники проверили, как учатся первокурсники с высокими баллами

После поступления в вуз морока с ЕГЭ не заканчивается. Чтобы убедиться в том, что ребята с высокими баллами получили их честно, Рос­обрнадзор проанализировал результаты сессий первокурсников. Под прицел экспертов попали почти 8500 выпускников прошлого года, поступивших на самые разные специальности — от математики и юриспруденции до лечебного дела и связей с общественностью.

— Студенты — высокобалльники ЕГЭ-2014 успешно сдали свои первые экзаменационные сессии в вузах. А это значит, что их знания на этапе выпуска из школ были оценены объективно, — отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В исследовании принимали участие Московский государственный юридический университет, Московский физико-технический институт, Российский государственный гуманитарный университет, Российский университет дружбы народов, Первый Московский государственный медицинский университет, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный институт международных отношений.

В этом году специалисты продолжат изучать оценки первокурсников. Точный список вузов, в которых будут проводиться исследования, станет известен позднее.

КСТАТИ

Где нет и не будет ответов на ЕГЭ-2016

В книжках и сборниках. Этой макулатурой завалены прилавки всех книжных магазинов. Но от реальных вопросов они дальше, чем от луны. Несмотря на все метки в духе «Одобрено Рособрнадзором», ведомство не имеет к ним ни малейшего отношения.

В интернете. Уже в этом году сообщества по продаже ответов превратились чуть ли не в экспертные комиссии. Участники настолько наловчились, что сами проверяли фрагменты выложенных «реальных заданий». И предупреждали остальных: вот это из демоверсий, а это вообще трехлетней давности. В результате весь ажиотаж спал задолго до окончания экзаменов. Специалисты проанализировали утечки 2013 года. Тогда задания привозили в регионы чуть ли не за месяц, бланки просто лежали на складах и получить доступ к ним мог чуть ли не любой желающий. Сейчас дыры в безопасности закрыты, а задания доставляются силами Главного центра специальной связи. В ближайшие несколько лет бланки с вопросами вообще станут печатать прямо в аудиториях за час до экзамена.

http://www.kp.ru/