Людей в России меньше не стало, хотя рождаемость несколько снизилась, а смертность увеличилась. Мигранты помогли. Их поток в нашу страну практически не уменьшился. Хотя и здесь есть на что обратить внимание.

В первом полугодии приехали 108 тысяч трудовых мигрантов, меньше прошлого года, но ненамного, констатирует Алексей Зубец.

С точки зрения краткосрочных выгод это неплохо — Россия нуждается в мигрантах. С другой стороны, нет стимула повышать производительность труда. Зачем, условно говоря, покупать экскаватор, если есть 10 мигрантов с лопатами. С точки зрения долгосрочного развития приток мигрантов надо сокращать, уверены эксперты.

Никита Масленников уточняет: «Абсолютно естественна миграция из Украины. Для России это двойной эффект. Во-первых, приезжает очень квалифицированная рабочая сила, как правило, в сфере услуг. Во-вторых, это люди с общими корнями, культурой, носители единого языка».

В пример он приводит сиделок-логопедов, которые помогают больным с инсультами восстанавливать речь. Очень редкая профессия. Кроме того, в Россию из Украины приезжают квалифицированные врачи, учителя, инженеры, конструкторы.

«Накопленное» число украинских мигрантов составляет от 3 до 5 миллионов человек, продолжает Алексей Зубец. Это люди средних лет, семьи с детьми, они вполне способны эффективно участвовать в развитии российской экономики, создавать свой бизнес, считает он.

Все это замечательно, но одними мигрантами «сыт не будешь». Тем более что в первом полугодии Росстат зафиксировал естественную убыль населения. Она пока небольшая — 0,8 процента, но в два раза больше, чем в прошлом году. Если бы не традиционные регионы — лидеры по рождаемости (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Алтай, Бурятия, Тыва), картина была бы печальнее. Эксперты среди прочего объясняют тенденцию тем, что в стране уменьшается число женщин 25-29 лет. И советуют обратить внимание на более старших по возрасту потенциальных мам, направить и на них демографическую политику государства.

А ситуацию со смертностью демографы, социологи и медики недавно обсудили на «круглом столе», пытаясь понять, почему так происходит и как переломить сценарий.

Увеличилась общая смертность — количество умерших в расчете на 100 тысяч населения выросло по сравнению с прошлым годом на 1,5 процента (это уже за семь месяцев). И на этот раз зарегистрировано больше смертей среди женщин и мужчин в трудоспособном возрасте.

Отчасти это может быть случайным фактором, ведь за 10 последних лет смертность в активном возрасте уверенно уменьшалась — в общей сложности, как сообщал минздрав, на 35 процентов. Соответственно, росла и средняя продолжительность жизни. Тем не менее последние изменения — серьезный повод для анализа.

Правда, общую непростую картину подправил благоприятный фактор — в целом по стране ощутимо уменьшилась младенческая смертность. Во многих регионах мы вышли по уровню медпомощи мамам и новорожденным на европейский уровень.

Еще один плюс: стало меньше смертей от внешних причин — несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий, отравлений алкоголем, убийств и самоубийств. Хотя уровень все еще остается высоким. «В итоге можно ожидать, что продолжительность жизни в этом году не снизится, а, может быть, даже увеличится за счет снижения младенческой смертности», — сообщил ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Российской экономической школы Евгений Андреев. Конечно, здоровье населения зависит от огромного числа факторов. Качество и доступность медицинской помощи — один из ключевых. Идущие в нашем здравоохранении реформы и в профессиональной среде, и в обществе сегодня оценивают по-разному. И многие эксперты связывают ухудшение демографических показателей именно с ошибками в реорганизации государственной медицины — с сокращением коек в стационарах, нехваткой специализированной помощи.

Но эксперты предложили не делать выводов «на эмоциях». Картина — неоднозначная. Так, материнская и детская смертность тесно увязаны с качеством работы службы родовспоможения, и в этой области в последние годы у нас действительно произошел серьезный положительный сдвиг. Если же говорить о взрослом населении, здесь показатели здоровья зависят и от самих людей, их образа жизни, того, что они едят и сколько пьют.

Директор института демографии Анатолий Вишневский привел для анализа два графика: кривые роста смертности от внешних причин в зависимости от возраста отдельно среди мужчин и среди женщин в нашей стране и в Европе. «Женские» графики примерно совпадают. А вот у мужчин разница просто ужасающая: у европейцев равномерно низкий уровень смертности с рождения и до примерно 70 лет, а потом, естественно, рост. У наших мужчин всплеск смертности приходится на самые зрелые годы — от 30 и до 60 лет. «Вот где катастрофа. Смертность от внешних причин у мужчин трудоспособного возраста в нашей стране в разы выше», — констатировал он.

Читайте на сайте «РГ»

На сайте «РГ» мы также публикуем «Некоторые методологические пояснения» Росстата. Прочитав их, будет легче разбираться в статистическом материале.

Здесь дается формулировка главных терминов по всем разделам таблицы, методика расчета. Например, что такое индекс производства, как различают индивидуальные и сводные индексы производства. Рассказывается про оборот розничной торговли, о реальной заработной плате. Даются пояснения по сведениям о рождениях и смертях.

http://www.rg.ru/

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Алко-маркер: зачем продлили эксперимент по маркировке импортного спиртного

Эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными спецмарками продлили на два год…