Российским предприятиям сегодня нужны системные инженеры, способные спроектировать полный жизненный цикл тех систем и объектов, которые они создают,считает эксперт по развитию инжиниринга в России, эксперт по развитию инжиниринга в России, директор производственной компании «ХАЛТЕК» Александр ХРАМОВ.

Россию спасут собственные инженеры

Yтро.ру: Александр Владимирович, сегодня появляется все больше компаний, называющих себя инжиниринговыми — это понятие сравнительно недавно вошло в российскую жизнь. Означает ли данный факт, что инженерная профессия возрождается на наших глазах?

Александр Храмов: Хотелось бы сказать «да», но, к сожалению, прямой связи между возникновением компаний и возвращением профессии «инженер» на былой профессиональный уровень нет. Инжиниринговых компаний, способных гарантировать устойчивое качество, на нашем рынке сегодня немного – во всяком случае, тех, что успели себя зарекомендовать. Что касается возрождения самой профессии, то этот процесс идет — Россия осознала ошибки 90-х — но идет он не так быстро, как хотелось бы. Безусловно, мы видим, как меняются приоритеты 90-х и 2000-х: на рынке  избыток юристов, экономистов, психологов и недостаток людей технических специальностей. Однако осознание – это только полдела: чтобы вырастить новое поколение инженеров, нужны новые учебные программы, другие методики обучения, наконец – современное оборудование, на котором студенты будут проходить практику. А времени у нас не так уж и много: выйдя из нынешнего кризиса, страна должна будет занять какое-то место в мировой системе разделения труда – и это место должно быть не на задворках цивилизации.

Y: Возвращаясь к инжиниринговым компаниям: поясните, пожалуйста, каков их функционал в России? Какие требования к ним предъявляются?

А.Х.: Те же требования, что и во всем мире. Эти структуры должны брать на себя задачи по проектированию, управлению строительством, внедрению новых технологий. Сегодня нужен системный инженер, который представляет, как устроен современный мир деятельности, и может на него влиять. Он должен не только уметь решать задачи по совершенствованию технических устройств, но и быть в состоянии спроектировать полный жизненный цикл тех систем и объектов, которые он создает. Однако специалистов, которые способны, например, спроектировать и построить современный завод, внедрить новые технологические линии, решив все технические проблемы, у нас немного.

Y: И, тем не менее, они есть, а значит – есть и свои технологические решения. Как решались подобные задачи до появления отечественного инжиниринга?

А.Х.: До недавнего времени крупные российские предприятия предпочитали покупать оборудование в комплекте с установкой и обслуживанием «под ключ» за рубежом. На эти услуги уходило до 30% от стоимости самого оборудования. Сегодня же мы должны благодарить санкции за механизм импортозамещения: мы вынуждены создавать решения дома и у нас есть возможность оставить в России те самые 30%, которые раньше отдавались за импортный инжиниринг.

Y: Почему, на Ваш взгляд, Россия столь продолжительное время вынуждена была развивать свою промышленность за счет импортных решений?

А.Х.: Корни этого явления уходят в первые постсоветские годы, когда начала рушиться производственная система страны. Из традиционной, довольно жесткой связки советских времен «отраслевой НИИ или КБ — научно-производственное объединение — промышленность» пропало звено инжиниринга. За инжиниринг – то есть превращение «лабораторных» технологий в промышленные – отвечали, как раз, научно-производственные объединения. В них проводились научные исследования и разработки наряду с их освоением в производстве и выпуском продукции. В структуре этих объединений, как правило, были научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные производства и промышленные предприятия. Таким образом, родившееся в НПО технологическое решение сразу же тестировалось и внедрялось в промышленное производство. Пропало это звено в 1990-е годы во многих отраслях, да и сама отраслевая наука начала постепенно отмирать.

Y: Какова ситуация на сегодняшний день?

А.Х.: Сегодня, с одной стороны, мы столкнулись с тем, что отдельных талантливых разработок много, но в единую промышленную технологию они никак не выстраиваются. С другой стороны, нам выпал счастливый билет в виде импортозамещения: пожалуй, это пока единственный шанс восстановить некогда успешно функционировавшую цепочку, так как в условиях санкций остро встал вопрос  об открытии своих высокотехнологичных производств.

http://www.utro.ru/

Еще
Еще В России

33 комментария

  1. Горожанин

    11.09.2015 16:14 в 16:14

    Какие инженеры!Вы посмотрите,что произошло с проектными институтами,научно иследовальскими институтами в нашем городе? Там торгуют грубо говоря ширпотребом китайского производства,торгуют пивом, сигаретами! Почему местная власть отдала эти здания местным спекулянтам? Ответ очевиден_ НАЖИВА! но я уверен ,что за это прийдется отвечать!

    Ответить

    • Лапоть

      11.09.2015 19:21 в 19:21

      Проектные институты сейчас это частные предприятия. И их успех зачастую зависит от их учредителей и директоров. Конечно без развития пром производства, а вместе с тем и строительной сферы говорить о развитии проектирования бессмысленно.
      А НИИ и КБ сошли на нет, потому как не сумели и не смогли привлечь инвестора под свои идеи и разработки. Оказались не конкурентноспособны по отношению к западным.
      К материалу статьи: Мне интересно представляет ли эксперт сколько стоить будет специалист который «должен не только уметь решать задачи по совершенствованию технических устройств, но и быть в состоянии спроектировать полный жизненный цикл тех систем и объектов, которые он создает» мне кажется даже Иван Павлович Бардин не подойдет под данные требования.
      Мое мнение: Инженер должен так же использовать любые наработки и готовые решения своих коллег и эффективно реализовывать исходя из конкретных условий и задач. Знать «полный жизненный цикл»- это требование мало реализуемо.

    • ))))

      16.09.2015 11:49 в 11:49

      Кому и перед кем? Одних уж нет, другие далече… Это на наши головы начнут падать самолеты и рушиться дома

    • Владимир 1

      16.09.2015 13:04 в 13:04

      Для того, чтобы проектировать, нужны исходные данные. У руководства Россией цель развития народного хозяйства подменена целью рыночных отношений. Рыночные отношения ассоциируется с рынком на ул. Транспортная. Никакого анализа состояния экономики гос. органами не проводится. Измерять рост или спад экономики болтающимся рублём, всё равно что мерить удава в попугаях и мартышках. Вряд ли специалисты «рыночники» способны что-либо создавать, они способны только продавать! Необходимо сформулировать цели, а потом появятся проектировщики, способные эти цели реализовать.

  2. Лапоть

    11.09.2015 19:38 в 19:38

    Ой, вот ведь незадача:
    «…Компания ХАЛТЕК вот уже много лет поставляет оборудование и станки из Японии и других стран на Ростовский и Казанский вертолетные заводы, «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Уфимский моторный завод, ульяновский авиационный завод «Авиастар», Воронежский авиационный завод и другие крупные госпредприятия. Поставки осуществлялись, в том числе, и по государственным контрактам (эти и другие данные содержатся в акте налоговой проверки, имеющемся у редакции).

    Следствие подозревает представителей компании в мошенничестве, уклонении от налогов, а также нарушении ряда других статей Уголовного кодекса России. Принятая компанией схема ввоза иностранного промышленного оборудования влекла за собой рост цен на станки в два и более раз….»
    Вот такой вот эксперт, в желтых ботинках на босу ногу. 🙂

    Ответить

  3. Зяма

    11.09.2015 23:08 в 23:08

    Все это очень прискорбно! Просто нет слов ,что ответить.Я не знаю куда мы катимся. Картина маслом!

    Ответить

  4. печалька

    16.09.2015 11:48 в 11:48

    Инженеры, конечно, нужны собственные. Вот только абитуриенты вузов по техническим специальностям в большей своей массе лишь тесты заполнять умеют. Что математика, что физика для них лес дремучий

    Ответить

    • Согласен

      16.09.2015 14:52 в 14:52

      настоящих спецов нет, а ЕГЭ только усредняют и без того средние способности

  5. Читатель

    16.09.2015 14:48 в 14:48

    Безусловно сила за нашими умными головами!

    Ответить

  6. Марина

    16.09.2015 14:50 в 14:50

    Государство должно поддерживать талантливых толковых людей, чтобы америкосы их не переманивали

    Ответить

  7. Откуда инженерам взяться-то

    16.09.2015 14:50 в 14:50

    Из моих знакомых, никто уже лет 50 не поступал на «инженеров учиться»

    Ответить

  8. Инженеришки

    16.09.2015 14:53 в 14:53

    Это целое поколение новое нужно вырастить, потому что напрочь убили престиж профессии инженера

    Ответить

  9. Всё зависит от госудрства

    16.09.2015 15:21 в 15:21

    у нас много талантливых ребят, но их переманивают заграницу. Из прокопьевска даже находят и забирают в америку, обеспечивая достойную безбедную жизнь

    Ответить

    • Владимир 1

      17.09.2015 12:11 в 12:11

      А государство — это кто? В 93 г. народ решил что устал от социализма и ему не нужна собственная денежная система, плановое развитие и всё народное хозяйство, захотели бизнеса и капитализма. На этом основании и приняли Конституцию, по которой и живём. Снова не понравилось — примите другую Конституцию, из этой уже ничего хорошего выжать не удастся, но и поменять её присосавшиеся к бизнесу чиновники без боя не дадут.

    • Все зависит от цели

      17.09.2015 14:01 в 14:01

      Если погибать на войне (даже на локальной), то государство это народ. Если делить прибыли от продажи недр, то государство это кучка олигархов

    • Владимир 1

      17.09.2015 23:20 в 23:20

      К сожалению и президент за поддержку олигархов. Мне непонятен лозунг «мы не допустим в России майдан», это угроза или уверенность в свою безнаказанность и бесконечное терпение народа? Ведь протестов против повышения тарифов, цен, сокращения соц.расходов можно элементарно избежать наладив нормальное развитие экономики, и обеспечив справедливое распределение ресурсов. Но экономикой управляет не Кремль, следовательно, не допустят протестов путём силового воздействия на недовольных?

    • слов нет

      18.09.2015 09:46 в 09:46

      не хочу лезть в большую политику, меня волнует то, что здесь, рядом с нами. Наш глава разогнал квалифицированных специалистов и набрал новых. Для того чтобы начать понимать, что происходит и как этим управлять, каждый должен просидеть в своем кресле минимум год, а для того чтобы работать на перспективу, быть уверенным, что просидит еще лет пять. У нас же кадровая политика такова, что любой чиновник в любой момент может оказаться стрелочником. Поэтому у него одна задача — успеть урвать себе побольше и взять на себя ответственности поменьше. И плевать, что люди это видят и понимают. Все это создает естественную почву для Майдана. Достаточно приехать одному опытному политтехнологу, который на раз-два выведет народ на рельсы. Неужели глава этого не понимает, или он уверен, что когда это произойдет, он будет уже далече?Приедет

    • Читатель

      18.09.2015 10:24 в 10:24

      Сторонникам майдана в России необходимо сказать: Не будите лихо, пока оно тихо. Давно пора понять, что майдан начинается против власти, а заканчивается полным крахом. Не допустить майдан, это означает не допустить развала РФ и этнических войн на всей её территории. Ведь майдан, это не смена социального устройства общества с одного на другой, а это смена власти в интересах наших «зарубежных друзей». Запад уже ведёт «экономический майдан» с помощью санкций, атакой на рубль и цены на нефть. Ведёт «социальный майдан», вызванный имущественным расслоением общества. Очень плохо, что кроме пятой колонны этому способствует и шестая колонна, т.е. системные либералы, находящиеся в экономической прослойке в правительстве и в руководстве ЦБ, Нельзя допускать майдана, это правильный лозунг. Вам, что мало примера Украины?

    • слов нет

      18.09.2015 10:32 в 10:32

      Маленький пример из жизни: работяге не выплатили премию (проблемы в организации). До этого долгое время мастер, пытаясь снизить затраты и повысить производительность труда шел на не популярные меры. Получив з/п, которой не хватает даже на погашение ипотечного ежемесячного взноса, обиженный работяга ночью побил стекла в машине мастера. Вот он маленький Майдан, который произошел в судьбе двух конкретных людей. Не дай Бог, найдется организатор. И тогда работяги побьют стекла в машинах бригадирам, бригадиры мастерам, мастера начальникам цехов…

    • Читатель

      18.09.2015 11:39 в 11:39

      Вот и нельзя допустить цепочку этой вакханалии. Итог или все сидят, или полная разгром с разрухой. Все проиграют. Останутся не только без премии, но и без основной зарплаты. Останутся без предприятия, на котором работали. Кому лучше? Это не путь к улучшению жизни, это путь на дно.

    • Владимир 1

      18.09.2015 12:19 в 12:19

      И какой вывод напрашивается? Согласится с действиями «зарубежных друзей» и приспосабливаться? Кого Вы призываете не допускать майдан? Действия или бездействия правительства и депутатов лишь способствуют социальному расслоению общества и приближают население к бунту, причём со стороны населения это будет вынужденной мерой, а со стороны правительства преднамеренной. А вот вывод о неизбежности победы «зарубежных друзей» опровергают действия ДНР и ЛНР. После выборов губернаторов звучат фанфары и бьют барабаны во славу Единой России и всенародной поддержке правительству, добившемуся таких «успехов». Какой путь выхода из ситуации Вы можете предложить?

    • Читатель

      18.09.2015 13:05 в 13:05

      Украинский майдан, это по сути, государственный переворот, с помощью «зарубежных друзей». ДНР и ЛНР, это итог несогласия с майданом. Победы ни у тех, ни у других нет. Есть кровь и разруха. Есть полное опускание граждан Украины в нищету через тарифы, коррупцию с инфляцией, которую Россияне испытали ещё в 90 ых, хотя и не в такой мере. Вы уж разберитесь Вы за майдан или за ДНР и ЛНР. Ведь ДНР и ЛНР против майдана. Не было бы майдана, не было бы ДНР и ЛНР. Всего-то нужно было через полгода провести запланированные выборы и если народу нужно переизбрать президента. Так нет, пошли другим путём, путём майдана. Или Вы, со своими призывами, считаете будет по другому?

  10. Правда жизни

    16.09.2015 15:28 в 15:28

    Пока не будет достойных зарплат и уважения к профессии, так всё и будет в ж…

    Ответить

    • Наталья Ивановна

      16.09.2015 19:22 в 19:22

      Пока не будет увлеченности делом, не будет хороших инженеров, хоть какую зарплату им сделать

  11. печалька

    17.09.2015 11:55 в 11:55

    Проектировщики лет 10 назад тревогу забили по этому поводу. Разорвалась преемственность кадров. Старые ушли, не передав свой опыт молодым

    Ответить

  12. Богдан

    17.09.2015 15:28 в 15:28

    Нынешних дебилоидов-школьников в инженера только мода загонит. Если станет модным не силикон в губы и ягодицы закачивать, а инженером трудиться, они в инженеры пойдут. Другой вопрос, что будут рядовыми исполнителями, но ведь не всем же в изобретателях ходить. Пусть выполняют текучку

    Ответить

    • Бу-га-га

      17.09.2015 15:29 в 15:29

      Так может разрешить силикон закачивать только при наличии диплома инженера?

    • есть вопросик

      17.09.2015 20:28 в 20:28

      А зачем в инженерах столько безмозглых фифочек и педиков?

    • Читатель 68329

      17.09.2015 21:01 в 21:01

      и я считаю, что их на поля морковку полоть загнать пользы больше будет

  13. Владимир 1

    18.09.2015 13:55 в 13:55

    Я разве к чему-то призывал? ДНР и ЛНР результат майдана, когда из хаоса начала образовываться система. Конечно, я их поддерживаю, а вот система выборов там привела бы к очевидному результату, такому же как и в России. Эта система нацелена на самосохранение и никогда не позволит себя сменить. Любой депутат вместе с мандатом получает и иммунитет от избирателей и вынужден или добровольно будет частью существующей системы, иначе эта же система его опорочит и отторгнет. Нет никакой гарантии что будущие выборы в госдуму что-то изменят. Из Ваших предложений я понял, что нужно потерпеть до выборов а там всё само рассосётся. Это ведь это те же грабли, на которых мы прыгаем 25 лет. Грабли уже устали а где результат?

    Ответить

    • Читатель

      18.09.2015 16:47 в 16:47

      В результате майдана ни какая система не начала образовываться. Появились только разброд и шатания. Шараханья из одной стороны в другую. Захотели сделать по своему замыслу, а их шлёп по бестолковке и поправили в свою пользу забыв про саму Украину. Сразу с наскока ни чего не делается. Нужно время. При этом необходимо понимать, а зарубежные политики прекрасно понимают, что фальсификации и обманы на выборах – такая же неизбежная черта капитализма, как безальтернативность при социализме. Поэтому и ведут свою линию порабощения одних другими под лозунгами свободы и демократии.

    • Владимир 1

      19.09.2015 00:12 в 00:12

      С наскока действительно ничего путного не выйдет, а 25 лет времени мало или много? У Вас есть запасная жизнь? Когда отечественных политиков невозможно отличить от зарубежных, невольно представляется удручающая перспектива. Какой выбор Вы предлагаете сделать? Ждать когда правительство доведёт до бунта и сбежит к зарубежным друзьям? Кто должен показать ему «красную карточку»? Ну сменится правительство и что? Ждать ещё 50 лет «новых реформ»? Им же надо поставить задачу и определить ответственность за провал.Ваши комментарии пропитаны пессимизмом, безысходностью и пассивностью. Жизнь то проходит мимо, и огромный творческий потенциал народа вместо созидательного пути вынужденно будет направлен на крайние меры, или народу надо добровольно признать свою несостоятельность?

    • Читатель

      19.09.2015 10:51 в 10:51

      Как говаривал известный человек «Хотели как лучше, получилось как всегда». Всё потому, что в историческом процессе забываем много и как итог по несколько раз наступаем на одни и те же грабли. С начала метаморфоз в стране не 25 лет, а 30, т.е. с предательства правление Горбачева (1985-1991) и последующего полного развала страны в правлении Ельцина (1991—1999). Только потом началось восстановление. Вспомните СССР было образовано в 1922 г. и развивалось фактически до майдана устроенного Горбачёвым в 1985 под названием перестройка, это 63 года. После Горбачёвского майдана прошло 30 лет, и каждый год какая-то встряска не в пользу людей, хотя все провозглашали лозунги за людей, всё для людей. И где это всё для людей? Выросло уже другое поколение. Вы же опять предлагаете не дальнейшее развитие, а новый майдан с последующими потерянными годами уже или ещё нового поколения. Вам надо это закладывание бессмысленной потери жизненных лет для других поколений с наступанием опять на одни и те же грабли. Или опять сегодня хотите лучше, чтобы завтра получилось, как всегда?

Добавить комментарий для Правда жизни Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

У одних убавится, другим прибавится

Изменения в региональный закон «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных д…