Отраслевые нормы времени приема у врачей-специалистов, утвержденные минздравом, вступили в силу. Теперь терапевты и педиатры, занимающиеся амбулаторным приемом пациентов, должны тратить на каждого больного в среднем 15 минут. Семейные врачи — около 18 минут, а неврологи и гинекологи — 22 минуты. Офтальмологам досталось 14 минут, а оториноларингологам — 16 минут.

При этом на заполнение бумажной и электронной больничной карты, выписывание рецептов и прочую бюрократическую волокиту медикам стоит тратить не более 35 процентов от времени приема, то есть примерно 5-7 минут, а в оставшееся время уделить внимание пациенту. Повторное посещение врача-специалиста должно уложиться в 70-80 процентов от норматива первичного приема, то есть в 10-15 минут.

Утвержденные минздравом нормы пока не носят обязательный характер — это исключительно рекомендация. И обращена она, по сути, не к практикующим врачам, а к их работодателям, которые должны ответственно подойти к исследованию рабочего времени своих сотрудников и определить, сколько профессиональных кадров необходимо региону и сколько времени требуется каждому специалисту на прием.

Сам врач должен принимать пациента ровно столько, сколько необходимо с учетом состояния здоровья больного, подчеркнули в минздраве.

Рекомендации уже даны семи видам специалистов. На очереди — кардиологи, эндокринологи и стоматологи, которым пока время приема не прописали: информация, полученная из пилотных регионов, еще обрабатывается ведомством. А со следующего года нормы появятся в отношении фтизиатров (лечат туберкулезных больных), дерматовенерологов, эндоскопистов и хирургов.

О необходимости исследования хронометража работы врачей министр здравоохранения Вероника Скворцова заявляла еще в январе прошлого года. Тогда же она подчеркивала, что уже исследовано, насколько эффективно проходит рабочий день участковых терапевтов, педиатров, семейных врачей и их медсестер. «Это позволило пересмотреть нагрузки на одного специалиста, выявить реальные ресурсы для увеличения доли на непосредственную работу с пациентом, уменьшение времени на работу с документами и нормирование вспомогательной деятельности врачей», — отмечала министр.

Прошло чуть больше полутора лет — и нормы готовы. Причем они первые в постсоветском периоде нашего здравоохранения: последние фотохронометражные исследования практики врачей-специалистов проводились в России в конце 1970-х.

Чтобы сократить время, которое врач тратит на заполнение документов, министерство уже подготовило предложения по упразднению или замене части бюрократической волокиты. Какую-то работу по ежедневной писанине передадут среднему медицинскому персоналу, но только в том случае, если это не требует компетенции врача.

Обязательными к исполнению нормы станут только в том случае, если их внесут в трудовой договор медработника, говорит управляющий Центра медицинского права, юрист Алексей Панов. Появление документа минздрава, регламентирующего время приема пациентов, эксперт поддерживает, но напоминает, что если он станет обязательным, специалистов должны оповестить не позднее чем за два месяца. Их право на это закреплено статьей 162 Трудового кодекса.

Сегодня врачи региональных поликлиник, где тестируют повсеместное внедрение электронных медкарт, значительно сокращающих время на заполнение бумаг, тратят на первичный прием пациента в среднем 25 минут. Каждый следующий обходится примерно в 15 минут. Сократить это время получится в том случае, если наконец не придется подклеивать все анализы в бумажную медкарту больного, неоднократно отмечали в беседе с «РГ» главврачи.

Тем не менее рекомендации отечественного минздрава работают на руку и врачам, и пациентам. Первые смогут выделять каждому больному столько времени, сколько необходимо для обследования и постановки диагноза, а вторые будут уверены, что без медицинского «вердикта» их из кабинета не проводят.

Внедрение электронных больничных карт уже более года тестируется в Москве, Астрахани и Белгороде. В перспективе эта система позволит полностью отказаться от бумажных карт и свести к минимуму количество поддельных документов, уверены в Фонде социального страхования. Сегодня из 40 миллионов больничных около двух миллионов врачи заполняют с ошибками, большую часть приходится перепроверять.

Однако загвоздка при переходе на новую систему все-таки есть: она заключается в том, что врачам сегодня в среднем около 40-45 лет, коллектив неохотно омолаживается за счет новых кадров и не очень дружит с «электронкой». Поэтому, заполняя и бумажную, и электронную карту, он тратит еще больше времени на бюрократическую волокиту, удлиняя очереди за дверью. К тому же программное обеспечение, по замечанию многих московских врачей, остается несовершенным.

«На своем опыте знаю все трудности перехода от ручки и бумаги на клавиатуру и экран монитора, — говорит читатель «РГ» Евгений Седой. — С операционными системами прошлого века это был кошмар: данные, кропотливо собираемые месяцами, могли потеряться в одну секунду. При нынешнем развитии электроники слово за программистами. Телефоны есть у всех, они должны иметь программу подключения к серверу поликлиники, чтобы пожилые люди не шли к медсестре измерить температуру или давление, а включили программу с красным крестом, приложили палец к дисплею — врач все и увидит».

Как вам это?

Анжела Кабиева, главный врач КГБУЗ «Владивостокский клинико-диагностический центр»:

— Допустим, на прием одного пациента в среднем выделяется около 12 минут. Этого времени не хватает ни врачу, ни пациенту. Человек не успевает, простите, раздеться. Расспросить и понять, в чем заключается проблема, за такое время крайне сложно. На большинство пациентов все-таки тратится времени больше, и докторам приходится выкручиваться, где-то за счет написания бумаг, где-то за счет других пациентов. Ведь есть же такие, кто действительно заходит «справку написать». Так что такой подход не устраивает ни врача, ни пациента. Нам дают время — и это благо. Правда, сколько бы его ни дали, все равно будет мало.

Еще один момент — сейчас запись к нашим специалистам закрыта на неделю вперед. С увеличением времени на пациентов запись сдвинется, и людям придется ждать приема дольше. Это значит, доступность медицинской помощи станет ниже.

Георгий Багдыков, уролог поликлиники Ростовской областной клинической больницы N 2:

— В целом идея верная. Но только нельзя обобщать: 15 минут на каждого пациента. Ведь если один приходит за рецептом, и это занимает несколько минут, то на манипуляции с больным с почечной коликой необходимо около получаса. Но это не должно означать, что с тяжелым больным врач должен закончить прием по звонку, а с тем, кому нужен рецепт, должен сидеть и рассуждать о погоде. Случаи бывают разные, и идти в ущерб пациенту, так как закончились его минуты, я не буду.

Татьяна Коновалова, акушер-гинеколог в отделении перинатальной диагностики, Челябинск:

— Время приема пациентки, тем более, женщины в интересном положении, очень индивидуально, вывести усредненный показатель, исходя из общей практики приемов, крайне сложно. Сегодня мы стремимся вести прием пациентов через каждые 15 минут, но кого-то можно и за 10 минут посмотреть, если развитие плода происходит нормально, но в случае выявления пороков развития ребенка порою часа мало. В таких случаях мы вынуждены назначать раз за разом повторные приемы. Среди положительных факторов работы по временному регламенту можно отметить сокращение очередей и возможность обследовать большее число пациентов за одну рабочую смену.

Людмила Котик, главный врач ГУЗ «Тульская детская областная клиническая больница»:

— Осмотреть маленького ребенка за 15 минут невозможно. Надо поговорить с мамой, надо осмотреть всего, привлечь его внимание. Попробуйте у малыша горлышко посмотреть. Если же пришел здоровый ребенок за справкой, например, с учетом автоматизированного рабочего места врача, этого времени хватит. Возможно, предложенная норма — это усредненное время… Время покажет, надо пожить в этих условиях.

Наталья Зольникова, главный врач городской поликлиники N 7, Тюмень:

— В нашей области такие нормативы времени на прием действуют с середины 2013 года. В процессе информатизации учреждений здравоохранения мы проанализировали организацию медпомощи и убедились, что самые «узкие» места — это очереди в регистратуре и у кабинетов врачей. Поняли, что необходимо менять и технологию работы. Провели хронометраж рабочего времени и на его основе увеличили время приема для разных видов медпомощи — плановой, неотложной и консультативной — и в разрезе всех врачебных специальностей. Мониторим ситуацию постоянно и убедились, что ситуация в поликлинике улучшилась, очередей почти нет. Но мы пошли дальше — у нас реализуется пилотный проект по введению электронного документооборота. Теперь на обработку всей необходимой на приеме документации у врача уходит не более 5-7 минут, остальное время он уделяет непосредственно пациенту. Причем с электронной медкартой одновременно могут работать и врач, и медсестра, которая оформляет его назначения, выписывает направления и рецепты, при необходимости распечатывает их. Это уже становится рутинной практикой.

Руслан Линчак, замдиректора по амбулаторно-поликлинической работе ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России:

— Важно, что этот приказ носит рекомендательный характер, и каждое учреждение может устанавливать свои нормативы времени в зависимости от специфики и уровня помощи. Мы провели в своем центре хронометраж работы врачей и приказом установили норматив в 20 минут, а по некоторым врачебным специальностям и в 30 минут. Сегодня для нашего учреждения это оптимально.