Семь иностранных автокомпаний, занятых в производстве автокомпонентов для автозаводов России, не смогли выполнить требования по локализации производственных процессов в рамках заключенных соглашений о промышленной сборке. В результате действие этих соглашений приостановлено. Об этом сообщила «Известиям» помощник министра экономического развития Елена Лашкина. Названия провинившихся компаний не раскрываются, но, как выяснили «Известия», среди них — американский поставщик радиаторов для КамАЗа. Выросшие затраты поставщиков, особенно при продолжении негативного тренда, рано или поздно увеличат стоимость автомобилей российской сборки, полагают эксперты.

По словам Лашкиной, не все участники соглашений справились с ежегодной проверкой на достижение требуемого уровня локализации.

— По семи компаниям мы не выдали целевого соглашения [о продлении прав на таможенные льготы] на 2015 год в связи с невыполнением уровня локализации в 2014 году. Это компании, которые занимаются производством компонентов, среди них нет автопроизводителей, — рассказала она.

В Минэкономразвития отказались разглашать названия этих компаний, сославшись на коммерческую тайну. Представитель пресс-службы департамента автомобильной промышленности Минпромторга России на вопросы не ответил.

Соглашения о промсборке автокомпонентов на территории России были заключены в 2010–2011 годах приблизительно между 100 иностранными автокомпаниями и Минэкономразвития, из них примерно 80–90 предприятий эти соглашения применили — построили заводы в России. Полный список подписантов не разглашается. Согласно договоренностям, производители деталей для автопрома получают права на льготный импорт компонентов (по таможенной ставке — 0–5%; в обычном режиме — 13–17%) для производства готовых изделий при условии планомерного наращивания российской локализации: использования российского сырья, компонентов второго и третьего уровней, углубления процессов местной обработки изделия и пр.

Правительство со своей стороны кроме таможенных льгот предоставляет субсидии на техническое перевооружение предприятий автомобилестроения, также иностранные автокомпании активно используют выгоды промышленных кластеров и особых экономических зон, дающих налоговые послабления. Проверка соблюдения уровня локализации заключается в расчете соотношения рублевой и валютной составляющих в цене готового товара, в формуле расчета локализации учитываются как компоненты и сырье, так и затраты на их обработку для создания компонента; в каждом случае эти пропорции и целевые сроки их выполнения индивидуальны. Минэкономразвития проводит проверки ежегодно в июне по итогам предыдущего года, и в зависимости от результатов выдается постановление о соответствии уровню локализации (необходимое для предоставления в Федеральную таможенную службу) либо о приостановлении режима промсборки.

По информации «Известий», среди отлученных от режима промсборки наиболее значимых для авторынка поставщиков значится компания «Модине Рус» (дочернее предприятие американской корпорации Modine), собирающая в Набережных Челнах радиаторы и модули охлаждения для КамАЗа. В «Модине Рус» сообщили, что вопрос о приостановке режима промсборки пока еще не решен.

— Насколько я знаю, мы еще не вышли [из соглашения о промсборке]. Окончательное решение еще не принято, поэтому я бы не стал здесь возражать или какое-то мнение высказывать, — сообщил «Известиям» представитель компании.

В пресс-службе КамАЗа заверили, что никакие проблемы с промсборкой поставщиков не могут отразиться на стоимости грузовиков и автобусов челнинского автопроизводителя.

— Пока это никак не сказалось на работе предприятия. Что касается вопроса цен, то у нас договорные отношения и принцип работы такой: если цены поставщиков при соблюдении должного уровня качества нас устраивают, то мы с ними работаем. Если не устраивает цена, то мы начинаем переговоры и требуем, чтобы исполнялись договорные обязательства. В противном случае мы ищем других поставщиков. Нужно отметить, что в вопросах закупок комплектующих мы стараемся работать не с одним, а с несколькими партнерами, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Причиной отзыва соглашений о промсборке стали неактуальная формула расчета локализации и то, что чиновники не учитывают складские остатки предприятий, считает глава национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин.

— В частности, компании импортировали определенную номенклатуру на будущий год и у них был один объем, а в результате из-за спада производства удалось реализовать на заводы существенно меньшее число готовых деталей. Образовались складские остатки. А в формуле расчета локализации учитываются цены ввезенных компонентов, а не фактически реализованных, отсюда и падение уровня локализации, — объясняет Блохин.

В комитете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) отмечают, что семь предприятий, лишившихся льгот, — это неприятная тенденция, которая может заметно сказаться в будущем.

— Сразу семь компаний — на моей памяти такое, похоже, действительно впервые происходит. Мы сейчас в некоторой степени стали заложниками ситуации, в которой оказались автокомпании и производители автокомпонентов — рынок сократился, а у всех бизнес-планы были привязаны к определенным объемам и теперь они нарушились. Кроме того, из-за резкого роста валютной составляющей поплыли локализационные показатели, — говорит председатель комитета автокомпонентов АЕБ Андрей Косов.

В августе замминистра Минпромторга Александр Морозов говорил, что формула расчета локализации может быть пересмотрена с учетом изменения курса рубля. Однако до сих пор ничего не было предпринято, указали в АЕБ.

— Изменения обсуждаются, но официально ничего нового нет, формула какая была, такая и остается. Крупные компании считают, что российский рынок сохраняет свой потенциал развития, а у средних либо небольших фирм может не хватить запаса прочности, и они могут уйти с рынка. Если проблема с невыполнением требований по локализации станет системной, то в итоге это может повлечь удорожание автомобилей, — заключил Косов.

Недавно сообщалось, что из режима промсборки вышли и некоторые автопроизводители. В частности, не выполнило требования по локализации компания «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», собирающая во Владивостоке методом крупноузловой сборки Mazda CX-5. На приморском заводе Sollers Вадима Швецова также собирался по контракту Toyota Land Cruiser Prado, в середине августа японцы прекратили эту сборку, так и не продвинувшись дальше «отверточной сборки». С 2012–2013 годов обе автокомпании пользовались льготным таможенным режимом и субсидиями на доставку автомобилей по железной дороге из Владивостока в Центральную Россию.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/593039#ixzz3oPnlv9nG

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Поверил мошенникам — стал предателем

Губернатор Кемеровской области-Кузбасса Сергей Цивилёв придумал новый способ защиты кузбас…