Тележурналист Владимир Соловьев взял у президента России Владимира Путина интервью для фильма «Миропорядок». Получился значимый видеотекст, который можно воспринимать как высказывание российской правящей элиты о том, как она видит и понимает окружающую действительность и как, на ее взгляд, эту реальность следует воспринимать и гражданам РФ, и даже гражданам других стран, особенно европейских.

Запад в целом и США в частности представлены в фильме как носители архаического мировоззрения, ретрансляторы клише времен холодной войны, ставящие знак равенства между Россией и СССР. Но может ли сама Россия предложить миру свою целостную, современную и свободную от стереотипов картину действительности? Из фильма Владимира Соловьева это не следует. Речь в нем, в частности, идет о том, что США подчиняют себе европейскую волю, а Россия призывает Европу опомниться. Другими словами, Европа по-прежнему выступает как арена столкновения двух систем. Только Россия уже не исповедует коммунизм, а выступает в роли защитника европейских консервативных ценностей.

Путин, конечно, говорит о том, что после распада СССР и появления новых гигантов, а именно Китая и Индии, мир перестал быть биполярным и не может при этом становиться однополярным. Совершенно очевидно, что Россия при Путине заявляет о себе как об одном из центров влияния. То же самое делает и Китай. Однако Китай в первую очередь добился экономической конкурентоспособности, нашел свои ниши на глобальном рынке. За этим последовали политическое и культурное влияние, попытка экспорта ценностей. Россия же говорит о ценностях и геополитике, не являясь серьезным экономическим конкурентом ни для США, ни для КНР, ни для Евросоюза.

Примечательно, что в фильме Владимира Соловьева об экономике вообще говорится довольно мало. Отчетливо обозначена лишь подозрительность по отношению к новым глобальным торговым нормам, включая нормы, вырабатываемые в Транстихоокеанском партнерстве. Считается, что такого рода режимы призваны облегчать жизнь крупным корпорациям, то есть опять же Америке. В этой критике Путин и создатели фильма близки европейским левакам. Видимо, и особенное российское чувство справедливости, о котором говорит президент, тоже вполне гармонирует с левыми идеями.

Миропорядок, в котором борется за лидерство Китай, определяется экономикой. Именно поэтому китайцы постепенно проводят реформы, которые должны помочь стране адаптироваться к экономическим режимам, запускаемым при поддержке США. Другими словами, Китай нашел для себя ответ на вопрос, как действовать в современных реалиях, которые могут и не нравиться. В фильме Владимира Соловьева, в свою очередь, есть лишь констатация, что США – крупнейшая экономика мира, и поэтому американцы ведут себя так, как хотят. Пусть так. Но констатация сама по себе не содержит рецептов исправления ситуации.

Россия, судя по фильму Соловьева, делает ставку на отрыв Европы от США, пытается сыграть на европейских, и в частности, германских экономических интересах и политических амбициях. Мощный акцент делается и на то, что элита ЕС все хуже слышит и понимает собственных граждан. Для контраста в России, как известно, любое решение власти находит полное одобрение населения, об этом свидетельствуют все соцопросы. И здесь тоже звучит старая музыка времен холодной войны. У нас – власть народа и чувство справедливости. У них – антинародные правительства, пляшущие под американскую дудку.

Смещение акцента с экономики на геополитику неслучайно. Экономика предполагает разговор об уровне жизни. В России он снижается. Те, кто это чувствует, могут решить, что власть что-то делает не так. Фильм Соловьева же показывает, что российская власть нравственна, последовательна, а все ее спорные шаги продиктованы обстоятельствами глобального характера.

http://www.ng.ru/

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Информационный терроризм в особо крупном размере

Нешуточная конкурентная борьба разгорелась в сфере организации ухода за престарелыми людьм…