BloombergView: Россия до последнего надеялась найти поддержку на Востоке, но эти надежды не оправдались.

Более года назад, когда Европейский союз и США наложили на Россию экономические санкции из-за ее вмешательства в конфликт на Украине, реакция президента Владимира Путина была похожа по духу на кричалку болельщиков английской футбольной команды Millwall: «Никто не любит нас, а нам плевать». Казалось, он уверен, что с легкостью найдет других партнеров.

С тех пор Россия рассорилась со многими из своих друзей, так толком и не сумев найти альтернативу ни рынку и инвестициям ЕС, ни кредитным организациям США. Нет никакого повода считать, что в ближайшее время стране стоит рассчитывать на более высокие цены на нефть. Поэтому Путин больше не может делать вид, будто ему все равно.

Не то чтобы у него вообще не было друзей: например, он усердно ухаживает за Китаем. Но соглашение между Россией и КНР о строительстве трубопровода для природного газа, с таким пафосом представленное в мае 2014 года, не ближе к реализации, чем год назад. Масштаб сделки с Китаем по облигациям— Россия выпустит облигации в юанях — намного меньше, чем хотела российская сторона. И хотя в первой половине 2014 года торговля с Китаем выросла на 3,4%, это и близко не может компенсировать спад в торговле с ЕС и другими партнерами, не говоря уже о дешевой нефти.

В то же время агрессивная внешняя политика Путина закрыла стране доступ к другим потенциальным источникам роста. Болгария, например, планировала разместить на своей территории газопровод «Южный поток», который позволил бы России транспортировать газ в ЕС через Черное море. Но после обострения ситуации на востоке Украины Болгария заблокировала строительство.

Не испугавшись, Путин обратился к Анкаре. «Южный поток» превратился в «Турецкий». Кроме того, Россия начала строить в Турции АЭС. Но с тех пор как Россия провела бомбардировки турецких союзников в Сирии, а Турция сбила российский самолет, отношения между странами находятся в глубокой заморозке. В результате у Газпрома на руках остались трубы стоимостью почти в 2 млрд долларов, которые подходят только для размещения на дне Черного моря, а инвестиционные затраты обойдутся компании еще дороже. Россияне больше не смогут отдыхать на турецких пляжах.

Но без паники: российский министр туризма сказал, что пляжный отдых — «навязанный стереотип», без которого россияне могут обойтись.

Российская экономика пока выживает, и популярность Путина остается высокой. Ни одно из этих условий, однако, не может быть устойчиво в долгосрочной перспективе, если Россия не помирится с основными торговыми партнерами. Путина, может быть, никто и не любит, но им нужна Россия. И в какой-то момент российскому президенту придется перестать делать вид, что ему все равно.

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Звонок очень важен: операторов обяжут сообщать об изъятии номера

Забирают без уведомления Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о рас…