В 2016 году правительство намерено больше внимания уделить пенсионерам — их в России чуть меньше трети от общей численности населения. Каким образом новые социальные приоритеты будут реализованы, если о существенном повышении пенсий речь не идет, выясняла специальный корреспондент «Ъ» ОЛЬГА АЛЛЕНОВА.

Главными реформами года в социальной сфере стали преобразования в жизни детей-сирот, онкобольных и паллиативных больных. На законодательном уровне упрощена процедура выписки наркотических обезболивающих для онкобольных, утверждены порядки паллиативной помощи неизлечимо больным взрослым и детям, началось реформирование учреждений для сирот в дома семейного типа. «Система медленно перестраивается, и сегодня уже не надо объяснять, что дети должны быть адаптированы в социальной среде, должны ходить в обычные школы и учреждения дополнительного образования, а главная задача учреждения — найти им семью»,— рассказала на заседании общественного Совета по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Ольга Голодец.

В первой половине 2016 году будет принята Национальная стратегия действий в интересах людей пожилого возраста. Самые незащищенные из них живут в интернатах и домах престарелых, отмечают эксперты. Но малокомплектные учреждения сокращаются по всей стране. «В маленьких учреждениях соцзащиты старики живут в среднем 85 лет, в больших — 70 лет, а при переводе многие быстро умирают»,— говорит глава попечительского совета благотворительного фонда «Старость в радость» Ирина Кибина. Основной проблемой государственных домов-интернатов является низкое качество управления: руководят ими люди без специального образования, чаще бывшие военные или бывшие учителя, которые не понимают принципов системы социальных услуг. Общественные организации предлагают правительству разработать нормативный документ, аналогичный постановлению N481 о реорганизации детских домов. Но такие преобразования потребуют значительных средств, а у правительства денег на это нет. Зато власти готовы на принципиально иную реформу, предложенную общественниками: вместо того чтобы закрывать малокомплектные дома престарелых — привлекать в систему оказания соцуслуг негосударственные организации. Ольга Голодец поясняет: расходы организации, которая оказывает соцуслуги, будет компенсировать государство; это в итоге ненамного дешевле, чем финансирование тех же домов престарелых, но привлечение негосударственного сектора повышает качество услуг гражданам, а именно это и является целью реформы.

В некоторых регионах уже есть такой опыт: в Пермском крае с 2006 по 2010 год все нестационарные социальные услуги, оказываемые детям, старикам или целым семьям, были переданы из государственных организаций в негосударственные. В итоге сеть государственных учреждений в этой сфере была сокращена с 133 до 27. Еще одним региональным новшеством стала передача услуг по организации питания и технического обслуживания в стационарных учреждениях на аутсорсинг. Сегодня в Пермском крае в сфере социальных услуг работает 56 негосударственных организаций, из них четыре — некоммерческие.

В январе 2015 года вступил в силу федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» — по мнению экспертов, он расширяет возможности привлечения НПО к оказанию соцуслуг: уже в 37 регионах России в реестр поставщиков социальных услуг включены неправительственные организации. Наконец, в России более 130 тыс. некоммерческих организаций и 2,5 млн волонтеров, которые могли бы участвовать и в улучшении качества жизни людей в стационарных учреждениях. По словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан ОП Елены Тополевой-Солдуновой, государству становится выгодно привлекать третий сектор к решению социальных задач: «Люди становятся все более активными, они даже хотят вкладывать свои собственные силы и время в то, чтобы заниматься решением каких-то социальных проблем. Но нельзя допустить, чтобы государство перекладывало на них все свои обязанности. С одной стороны, участие негосударственных ресурсов в социальной сфере повышает качество обслуживания граждан, с другой — это не должно снимать ответственности с государства. Нужно найти баланс и грамотно использовать потенциал общественной активности, чтобы достигать синергетического эффекта от объединения усилий государства, социально ответственного бизнеса и общественности».

В свою очередь, зампред Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Юлия Басова напоминает, что проблемы людей пожилого возраста не ограничиваются интернатами: «В России 40 млн пенсионеров, из них 250 тыс. живут в учреждениях стационарного обслуживания для пожилых и инвалидов, а 140 тыс. — в ПНИ, и огромное количество людей живут дома, и живут тяжело». В последнее десятилетие численность людей пожилого возраста в России увеличивается каждый год примерно на полмиллиона человек. Сегодня в РФ 13,3 млн граждан старше 70 лет. Только в Москве — более 700 долгожителей старше 100 лет. «Это состоявшийся факт — наше гуманитарное продвижение ведет к абсолютному старению населения,— констатирует Ольга Голодец.— И это требует особого подхода в медицинском обслуживании старшего населения, в социальном сопровождении». По словам вице-премьера, в 2016 году Минздрав разработает «дорожную карту» по гериатрическому медицинскому обслуживанию, которое принципиально отличается от медобслуживания остальных граждан. Кроме этого, Ольга Голодец пообещала помощь тем неправительственным организациям, которые профессионально занимаются социальным сопровождением и оказанием специализированной медицинской помощи людям пожилого возраста — чтобы в России такое участие неправительственного сектора «распространилось и прижилось».

Эксперты, впрочем, отмечают, что при падении экономики, когда уровень доходов граждан снижается, а существенное повышение пенсий невозможно, даже самые прорывные декларации о намерениях могут оказаться невыполнимыми. Россия занимает восьмое место среди стран СНГ по величине пенсий, а старение населения приводит к повышению финансовых обязательств бюджета. В связи с этим особенно актуальными становятся предложения экономического блока правительства о повышении пенсионного возраста. По мнению экспертов, это снизит качество жизни людей предпенсионного возраста: продолжительность жизни в России в этом году поднялась до 71 года, но продолжительность жизни мужчин составляет всего 65 лет.

«В следующем году из-за снижения цен на нефть ситуация может ухудшиться, поэтому нас ждет непростой выбор между экономией бюджета и социальными расходами»,— говорит Елена Тополева-Солдунова. По ее мнению, в 2016 году власти примут разработанный Министерством труда закон о реформе системы социальной помощи по принципам нуждаемости и адресности. «В хорошие, жирные времена часть льгот предоставлялась не как мера поддержки, а как мера стимулирования,— поясняет Тополева-Солдунова.— Но в сложные времена от таких стимулирующих мер отказываются и оставляют только те, которые реально поддерживают нуждающихся».

http://www.kommersant.ru/doc/2884182

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Поправки в областной бюджет

Областные парламентарии внесли изменения в областной бюджет, а также в региональный закон …