Новый год – это самый что ни на есть языческий праздник. Когда-то многие народы Земли, занимающиеся земледелием и охотой, праздновали новый год 1 марта, когда наступала весна. Логично! Новая весна, то есть пробуждение растительного и животного царства, – значит, новый год. Именно весной встречали Новый год в Древнем Вавилоне – когда разливался Нил. В это время правители всегда уезжали из страны, и народ делал всё, что хотел, – ну совсем как у нас на новогодних каникулах… А как следует оторвавшись, древние вавилоняне продолжали смирно тащить лямку – собирать зерно и строить башни!

Любимым новогодним развлечением древних египтян были песни и танцы. А ещё, судя по всему, они дарили друг другу празднично украшенные сосуды. Во всяком случае, именно такой – с надписью «Начало Нового Года» – был обнаружен археологами при раскопках одной из пирамид. А вы говорите, что вам надоело каждый год получать очередную кружку с Дедом Морозом!

У народов, которые считали года по осени, тоже была своя логика. Кончилось изобильное лето – кончился год. В такой осенний Новый год, который наступал в конце октября, кельты приносили домой ветки омелы – первые новогодние венки! – чтобы отгонять злых духов, которые являлись на землю во время смены одного года другим. Пока они мирно лопали то, что натопали за лето, кельтские жрецы – друиды – ударно работали, охраняя мир, покой и само существование человечества.

Вот такая неразбериха с Новым годом происходила до нашей эры! Конец разногласиям решили положить потомки легендарного Рема и Ромула, основателей Древнего Рима. Древнеримский император Юлий Цезарь подарил миру новый календарь и новый Новый год – 1 января. В этот день римляне украшали свои дома, дарили друг другу подарки, а рабы и их хозяева ели за одним столом – прямо как на наших новогодних корпоративах! Кстати, январь назван в честь двуликого Януса. Одно лицо римского бога смотрело в прошлое, другое – в будущее.

В средневековой Англии новогодние праздники по привычке отмечали в марте. А когда английский парламент в 1752 году решил перенести Новый год на 1 января, делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что он не имеет права сделать женщин на много дней старше. Говорят, тогда-то и родилось знаменитое мужское сетование насчёт женской логики! А ещё именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.

В Древней Руси Новый год тоже отмечали 1 марта. Ведь в глубокой древности этот праздник связывали именно с весной, приход которой означал начало возрождения природы и ожидание нового урожая. Но уже в XIV веке Московский церковный собор постановил начинать Новый год 1 сентября – согласно греческому календарю! И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, повелел специальным указом «впредь лета исчислять» с 1 января, украшая новогодние ёлки и устраивая горки для детворы. В ознаменование всенародного Нового года в XVI веке палили из пушек, а вечером в тёмном небе вспыхивали невиданные прежде разноцветные огни фейерверков. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. А чтобы весь год были обновы, девушки надевали всё самое лучшее и в продолжение праздника несколько раз переодевались!

Обычай наряжать ёлку, украшая её макушку фигуркой Христа, ангелочком или Вифлеемской звездой, ввели в обиход протестанты, а до этого празднующее Новый год человечество пользовалось другой вечной зеленью – можжевельником, лавром, омелой, которые считались символом неувядающей жизни, а позже это же самое стала символизировать ель. А сама идея приносить к себе в дом пушистую зелёную красавицу пришла в Россию из Германии – причём относительно недавно, только при Петре I.

Костюм главного новогоднего персонажа – Деда Мороза – тоже появился не сразу. Сначала его вообще изображали в… плаще. К началу XIX столетия вольнолюбивые голландцы рисовали любимого детского героя… стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. Но вскоре его уже одели в красную шубу, отороченную мехом. Наконец, в 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза знаменитой бородой, а англичанин Тенниел окончательно создал тот самый горячо обожаемый нами с детства образ добродушного толстяка.

Дед Мороз – Дедко Морозко! – персонаж русских легенд, который в восточнославянской мифологии являлся олицетворением зимних морозов. В России Дед Мороз давно стал отечественным вариантом рождественского дарителя Санта-Клауса, а в наше время – главным героем всеми любимого зимнего праздника. Часто изображается в синей или красной шубе и валенках, с длинной белой бородой и с посохом в руке. Ездит на тройке белоснежных лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой.

Морозу – как природной стихии – издавна поклонялись наши предки, восточные славяне. Они представляли его в виде невысокого старика с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. В русских народных сказках Мороз предстает в виде волшебного помощника и дарителя, выступая под именами Студенец, Трескунец, Морозко. И не удивительно! Ведь в представлении славянина-земледельца и рождественские, и крещенские морозы связывались с будущим урожаем.

Во второй половине XIX века в России были предприняты попытки создать собственного «рождественского деда» по «западному образцу». Во времена Александра II появились «старый Рупрехт» (явно германского происхождения!) и «святой Николай» или «дедушка Николай» (Санта Клаус!) Но в нашей стране чужие герои не прижились. Народ остался верен своему Морозке! Правда, после Октябрьской революции Дед Мороз вместе со всеми рождественскими традициями был подвергнут гонениям, но затем снова возвращён в обиход и даже «советизирован» (сам Владимир Ильич Ленин приходил к ребятам на Новогоднюю ёлку!)

И только у нас, русских, есть такой милый, нежный и очень красивый новогодний персонаж – Снегурочка! Остальным народам приходится довольствоваться одними Санта-Клаусами, Йоулупукки, Пэр Ноэлями, Фазер Кристмасами и Вайнахтсманами… Лишь итальянцы имеют какое-то представление о добром женском существе Бефане, которая приносит подарки детям, проникая в дом через дымоход. Маленькие Джованни и Софи целый год стараются хорошо себя вести, чтобы в новогоднее утро обнаружить в висящих перед камином носках машины и куклы, а не золу!

Впрочем, итальянская Бефана русской Снегурочке и в подмётки не годится – ведь изображают волшебницу с Апеннинского полуострова в виде одетой во все чёрное старушки, летящей на метле! А наша-то – красавица! Косы у неё длинные и белые, как метель. Глаза синие, точно январское небо. А щёчки розовые и пухлые, словно грудка снегиря! Глядя на свою ненаглядную внучку, сам Дед Мороз готов пуститься в пляс!

Когда-то, ещё у древних славян, Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы Мары. А ещё была такая грустная народная сказка про девочку, вылепленную из снега, а потом растаявшую от тёплых солнечных лучей. Вот по её мотивам известный русский драматург Островский в 1873 году и написал пьесу «Снегурочка»! В ней Снегурочка – дочка Деда-Мороза и Весны-Красны – приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями. В итоге прекрасная светловолосая девушка, упросившая мать подарить ей возможность любить, погибает, а люди… продолжают петь. Увы, такова жизнь!

Над привлекательным обликом Снегурочки трудилось немало прославленных русских художников. Васнецов увидел её в голубой парче с меховой опушкой, круглой шапочке и маленьких рукавичках. Врубель изобразил Снегурочку в белом, сотканном из снега и пуха одеянии, подбитом горностаевым мехом. А Рерих нарядил её в пушистую шубку. Вот такой она и стала являться в конце XIX века на русские рождественские ёлки, но роль ведущей снежной девушке тогда не доверяли! Она только помогала своему то ли отцу, то ли деду развлекать детей.

Официальный статус внучки Деда Мороза и полноправной героини любимого зимнего праздника Снегурочка получила в 1935 году уже в Советском Союзе, когда отец всех народов наконец-то разрешил детям праздновать Новый год. А в начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые оказались вместе на главной ёлке СССР. Ну а сегодня новогодние утренники без белокосой красавицы так же немыслимы, как и без красноносого старика! Как и сто лет назад Снегурочка помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у ёлки хороводы и – главное! – раздавать подарки.

Ирина Крылова

NK-TV.COM

Еще
Еще В России

4 комментария

  1. знающий

    04.01.2016 10:33 в 10:33

    Настоящий дед Мороз в синей или белой шубе. Красная шуба — мутация красной шубы Санта-Клауса распиаренного в свое время кока-колой. Если бы его раскручивала пепси, то шуба Санты тоже была бы синей

    Ответить

    • Читатель40173

      04.01.2016 13:24 в 13:24

      Да какая разница какая шуба у деда мороза?

  2. Слышал

    04.01.2016 13:29 в 13:29

    Да, а когда то забирали самую красивую девушку из деревни и уводили в лес, деду морозу. Считалось, что если девушка замерзала, значит дет мороз доволен и принял дары, а если же девушка выживала, жди плохого года, плохого урожая год будет тяжёлым.

    Ответить

  3. Читатель3150

    05.01.2016 21:53 в 21:53

    У наших древних предков славян не было такого названия—новый год! Год с немецкого это бог. А у нас это называлось НОВОЛЕТИЕ. И не весной это происходило! Всё было связано с СОЛНЦЕМ, приРОДными циклами. Все знают , что есть осеннее и весеннее равноденствия и зимнее и летнее солнцестояния. Вот от этого всё и было. Новолетие наступало в день зимнего солнцестояния—с нарождением Солнца-младенца Коляды. день прибавлялся, Солнце поворачивало на ВЕСНУ. А весной это уже был юноша ЯРИЛО. При чем здесь Новолетие и тем более новый год(бог). Ох—пора бы нам уже знать НАШЕ исконное. А то древнегреческие мифы знаем, свои древнеславянские НЕТ. Встречаем обезьяну, а у славян с Новолетием Наступил год(а правильнее ЛЕТО) ШИПЯЩЕГО УЖА. Ну сколько мы будем чужое перенимать, а своё забывать. При чем год обезьяны руСкие уже встретили( по восточному календарю), а сами люди на востоке ещё в феврале это будут праздновать. Мы что? Китайцы? или ещё кто? Забавно.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Капризов забил гол в заключительной игре сезона

Кирилл Капризов забил 46-й гол в сезоне и стал второй звездой матча против «Сиэтла» (3:4).…