Удивительно, но факт: в появившемся недавно новом образце охотничьего билета не фиксируется наличие оружия — ни огнестрельного, ни холодного.

Вообще, это весьма странный документ — кроме фотографии, фамилии, имени и отчества владельца он не несет практически никакой информации. Зато дает право на ношение и применение охотничьего оружия — при наличии лицензии на отстрел птицы или зверя. Еще владелец билета обязан отпустить и сообщить в природоохранное ведомство, если обнаружит окольцованное животное или птицу — во имя науки. А если убил и только потом нашел кольцо?

Прежние охотничьи билеты выдавались не абстрактно, по принципу «одного окна», а в конкретных охотобществах (скажем, МВД или минобороны) и несли полную информацию о вооружении конкретного охотника. В билет записывались данные о наличии не только гладкого или нарезного ствола, но и ножа — с номером и печатью магазина, где клинок был приобретен. И если сегодня законность огнестрельного оружия подтверждается наличием отдельного разрешающего документа, то холодное — нигде не регистрируется в принципе. Поэтому законность, вернее контроль за оборотом холодным оружием, остается под очень большим вопросом. Тут, по мнению полицейских экспертов, есть недоработка наших законодателей.

Сложилась парадоксальная ситуация: средней величины нож, купленный в магазине два десятка лет назад и заклейменный индивидуальным номером (но при этом не занесенный ни в одну информационную базу), носить с собой нельзя — только в районе охоты и при наличии ружья. А вот любого размера и мощи тесак, будь то мачете, непальский ятаган кукри, самурайский меч катана или, скажем, американский боевой томагавк (все это свободно продается в специализированных магазинах), можно носить на улицах. Достаточно показать полицейскому изготовленный на принтере сертификат, утверждающий, что данное изделие не является холодным оружием, а всего лишь сувенир. Хотя таким «сувениром» можно убивать быков — в Интернете есть видеозаписи.

Собеседники корреспондента «РГ» в полиции не исключают, что потребуются уточнения в оружейном законодательстве страны, более конкретно формулирующие правила оборота именно холодного оружия. Ведь много неясного пока остается в статусе владельцев оружия, доставшегося по наследству, именных и коллекционных клинков. Что, к сожалению, уже не раз приводило к чиновничьим злоупотреблениям и к длительным судебным разбирательствам.

Кстати, спрос на холодное историческое, коллекционное и антикварное оружие в России возрастает. Так, штыки к винтовкам былых войн стоят от полутора до 30 тысяч рублей — в зависимости от состояния клинка и модели.