Когда отменят шестидневку? Какие регионы сделали продленку бесплатной? Какую зарплату будут получать учителя в этом году? Об этом «РГ» рассказала первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.

Наталья Владимировна, первым делом «горячий» вопрос от родителей. Всех волнует: сколько будет стоить продленка? И есть ли школы, где продленка бесплатная?

Наталия Третьяк: Плату за продленку устанавливает муниципалитет (учредитель школы), и он может вообще освободить родителей от нее. Повышать или нет плату — решает тоже муниципалитет. Большая часть платы за продленку — это расходы, связанные с питанием, приготовлением пищи, зарплатой поваров, стиркой белья, организацией прогулок, оплатой труда педагога. Родители должны знать: школа не имеет права зарабатывать на продленке. Она может только возместить свои расходы. И если у родителей есть подозрение, что школа на продленке зарабатывает, они могут пожаловаться в департамент или управление образования. Если на сайте школы нет информации о том, из чего складывается плата за продленку, это тоже повод для жалобы, которая обязательно будет проверена.

Самая большая беда наших школ — вторая и третья смены. Оказывается, все ученики учатся в первую смену только в одном городе — Санкт-Петербурге. А где ситуация самая тяжелая?

Наталия Третьяк: На Северном Кавказе — в Ингушетии, Дагестане, Чеченской Республике. В связи с демографическим ростом появляются проблемы в Сибири. В целом по стране во вторую и третью смену учатся очень много детей.

Решение проблемы в строительстве новых школ?

Наталия Третьяк: Первоочередная задача — ликвидация третьих смен и ветхих зданий школ. Началась программа строительства новых школ, которая даст 7 млн новых ученических мест. Регионы могут создавать места разными способами: через возвращение зданий, пристрой, реконструкцию. Но федеральные деньги предназначены только на строительство новых школ, по новым стандартам. В этом году регионы получат 50 млрд рублей на поддержку своих программ создания новых мест.

Новые типовые проекты школ основаны на модульном принципе и могут быть рассчитаны на разное количество учеников — от 150 до 2,5 тысяч. Кроме того, создан реестр рекомендованных проектов уже построенных школ. В нем уже 16 проектов, одобрено для включения еще 46, прошедших все экспертизы.

Много спорят о пятидневке. И родители, и ученики за нее обеими руками. Но впечатление такое, что школе выгодно работать по субботам: нагрузки у учителей больше и оклад выше. Это так?

Наталия Третьяк : Заниматься пять или шесть дней — решают совместно школа и родители. Но родители должны понимать, что есть определенные санитарные ограничения и нельзя увеличивать до бесконечности количество уроков в день. Если объем занятий будет допустимым, суббота может быть учебным днем. Когда родители хотят, чтобы у ребенка были и ритмика, и риторика, и третий иностранный язык, — надо быть готовыми к шестидневке.

В прошлом году в стране не хватало около тысячи педагогов. Цифра не изменилась?

Наталия Третьяк: Не изменилась. Это 0,5 процента от общего числа педагогов.

А что с зарплатами учителей?

Наталия Третьяк: Со всеми регионами Минобрнауки России подписало соглашение, которое гарантирует, что снижения уровня зарплат не будет. В конце 2015 года было несколько резонансных эпизодов с задержкой зарплаты учителям в регионах. Несмотря на то, что это полномочия местных властей, минобрнауки держит на контроле такие вопросы. Назначить или снять руководителей образования регионов может только губернатор. Но для Забайкальского края, Карелии, Тывы, Дагестана министерством были отозваны согласования министров образования, и этот факт — сигнал для местных властей.

При этом должна отметить, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в прошлом году зарплаты учителей выросли.

Сейчас большое внимание уделяется дополнительному образованию детей. Скажите, может ли талантливый художник или музыкант без диплома педагога устроиться на работу в школу или центр творчества?

Наталия Третьяк: Закон позволяет директорам домов, дворцов, центров творчества, других учреждений принимать людей без педобразования, но имеющих образование в профессиональной сфере: музыка, хореография, спорт. И, конечно, они будут востребованы. В системе допобразования должны быть заняты 75 процентов детей. Это более 15 млн. Педагогов требуется много.

Кроме того, мы разработали и внесли законопроект, который открывает негосударственным учреждениям допобразования доступ к бюджетным средствам.

То есть художник сам сможет открыть частную школу и получить деньги от государства?

Наталия Третьяк: Да. Но тогда он не должен брать деньги с учеников и должен будет отчитаться за субсидию.

Много говорят о поддержке одаренных детей. Но реально пока работает только один критерий — победа в олимпиадах. Этого мало для поиска талантов?

Наталия Третьяк: Думаю, что активнее должна работать система профориентации с участием научных организаций и работодателей. В регионах есть удачные примеры, когда ведущие местные предприятия начинают работать со школами и уже с начальных классов выявлять одаренных детей. Например, в Перми, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Тамбове, на Дальнем Востоке. Нужно развивать систему нетиповых школ и других образовательных учреждений. Это и специализированные учебно-научные центры при университетах, и такие центры, как «Сириус», «Смена», «Орленок», «Артек».

Любой учитель знает, что есть одаренные ребята, которые в силу характера или каких-то других особенностей не активны, избегают участия в конкурсах и олимпиадах. Как быть с ними?

Наталия Третьяк: Индивидуальные образовательные графики и траектории, дистанционные образовательные технологии — то, что сегодня актуально для каждой школы. Для одаренного ученика учитель может составить индивидуальный учебный план и освободить от обязанности ежедневно сидеть на всех уроках. Закон сейчас это позволяет. Также очень хорошо показывает себя система портфолио всех достижений школьника, которые учитываются при поступлении в вузы.

В крупных городах профильные школы из-за особенностей финансирования превращаются в большие центры, где профиль размывается и, в конце концов, теряется. Останутся в стране спецшколы?

Наталия Третьяк: Я не считаю, что профили размываются. Но искусственное ограничение школы одним профилем считаю неправильным. Надо дать возможность развиваться каждому ребенку так, как он хочет, опираясь на свои интересы и способности. В крупных городах ситуация проще: если не подходит специализация одной школы, вполне реально найти место в соседней. А вот в небольших городах, селах такого выбора иногда нет.