Сегодня есть много таких вещей в мире, к которым мы уже привыкли. Например, к тому, что нефть продаётся преимущественно за доллары.

Однако, уверен, далеко не все знают, как так случилось, что доллар стал основной не только резервной, но и нефтяной валютой.

Ответить на этот вопрос на поможет Джон Перкинс, автор нашумевшего бестселлера «Исповедь экономического убийцы».

Итак, Джон Перкинс пишет:

«Ин­те­рес­но, что все же бу­дет с дол­ла­ром?» — за­дал ри­тори­чес­кий воп­рос пре­зидент MAIN Джейк До­бер вско­ре пос­ле то­го, как в 1971 го­ду был от­ме­нен зо­лотой стан­дарт. «По­доз­ре­ваю, — про­дол­жал меж­ду тем До­бер, — что его цен­ность бу­дет оп­ре­делять­ся це­ной на нефть». Раз­го­вор этот на­чал­ся во вре­мя обе­да, на ко­торый че­та До­беров приг­ла­сила ме­ня в рес­то­ран оте­ля Intercontinental Indonesia, где они ос­та­нови­лись по пу­ти на Ближ­ний Вос­ток. «Ник­сон по­доб­рал се­бе в ко­ман­ду очень лов­ких пар­ней — Кис­син­дже­ра, Шуль­ца, Чей­ни. Жду не дож­дусь то­го дня, — меч­та­тель­но про­из­нес До­бер, сжи­мая ру­ку же­ны и гля­дя ей в гла­за, — ког­да мы с то­бой бу­дем вку­шать ти­хие се­мей­ные ра­дос­ти и гор­дить­ся тем, что бы­ли частью это­го ве­лико­го дей­ства. США от­кры­ва­ют но­вую стра­ницу ми­ровой ис­то­рии, и нам дос­та­лись мес­та в пер­вом ря­ду».

Джей­ку не до­велось до­жить до зна­мена­тель­но­го дня, ко­торый он так меч­тал раз­де­лить со сво­ей же­ной. Та по­ез­дка ока­залась пос­ледней в его жиз­ни. Вско­ре пос­ле воз­вра­щения Джейк умер, и пост пре­зиден­та MAIN за­нял его про­теже Бру­но Зам­ботти. Од­на­ко жизнь по­каза­ла, что До­бер блес­тя­ще пред­ска­зал бу­дущее дол­ла­ра. Ко­ман­да Ник­со­на про­демонс­три­рова­ла не прос­то лов­кость, но и нас­то­ящее ко­варс­тво.

Пер­вым со­юз­ни­ком Ва­шин­гто­на в борь­бе за пол­новлас­тие дол­ла­ра на ми­ровой аре­не был Из­ра­иль. Боль­шинс­тво лю­дей, вклю­чая из­ра­иль­тян, до сих пор счи­та­ют, что единс­твен­ной при­чиной Шес­тиднев­ной вой­ны 1967 го­да, ког­да Тель-Авив на­нес уп­режда­ющие уда­ры по Егип­ту, Си­рии и И­ор­да­нии, бы­ло стрем­ле­ние обес­пе­чить за­щиту сво­их гра­ниц.

Это со всей оче­вид­ностью, ка­залось бы, под­тверждал и итог той не­дель­ной кро­вавой бой­ни — Из­ра­иль вчет­ве­ро уве­личил тер­ри­торию, при­со­еди­нив к сво­им вла­дени­ям вос­точный И­еру­салим, часть за­пад­но­го бе­рега ре­ки И­ор­дан, си­рий­ские Го­лан­ские вы­соты и при­над­ле­жав­ший Егип­ту Си­най­ский по­лу­ос­тров. Од­на­ко Шес­тиднев­ная вой­на име­ла и дру­гую цель.

Из-за та­ких зна­читель­ных тер­ри­тори­аль­ных по­терь ара­бы по­чувс­тво­вали се­бя пуб­лично уни­жен­ны­ми, что не мог­ло их не разъ­ярить. Свой гнев они об­ра­тили на Со­еди­нен­ные Шта­ты, по­нимая, что без их фи­нан­со­вой и по­лити­чес­кой под­дер­жки Из­ра­иль ни­ког­да не дос­тиг бы та­кого ус­пе­ха. А кро­ме то­го, они от­четли­во ви­дели и во­ен­ную уг­ро­зу со сто­роны США — на Ближ­нем Вос­то­ке рас­по­лагал­ся аме­рикан­ский во­ен­ный кон­тингент — на слу­чай (впро­чем, ско­рее ги­поте­тичес­кий), ес­ли вдруг Из­ра­илю по­надо­бит­ся по­мощь.

Тог­да ма­ло кто в араб­ском ми­ре по­нимал, что во всей этой си­ту­ации Ва­шин­гто­ном дви­гали ку­да бо­лее эго­ис­тичные мо­тивы, не­жели бла­город­ное стрем­ле­ние по­мочь из­ра­иль­тя­нам за­щитить свои зем­ли. Точ­но так же ара­бы не до­гады­вались, что США на­мере­ва­ют­ся ис­поль­зо­вать их гнев для дос­ти­жения сво­их це­лей.

В сущ­ности, весь ис­лам­ский мир, сам то­го не по­доз­ре­вая, стал вто­рым не­воль­ным со­юз­ни­ком Ва­шин­гто­на на Ближ­нем Вос­то­ке. В от­вет на аг­рессию Из­ра­иля Еги­пет и Си­рия 6 ок­тября 1973 го­да од­новре­мен­но на­нес­ли по его тер­ри­тории во­ен­ные уда­ры, при­уро­чив их к да­те са­мого по­чита­емо­го из­ра­иль­тя­нами и­удей­ско­го праз­дни­ка Й­ом-Ки­пур — Дня Ис­купле­ния.

Пре­зидент Егип­та Ан­вар Са­дат, по­нимая зыб­кость сво­их стра­теги­чес­ких по­зиций, взял в со­юз­ни­ки про­тив США (и тем са­мым про­тив Из­ра­иля) Са­удов­скую Ара­вию. Под дав­ле­ни­ем Егип­та ко­роль Фей­сал-ас-Са­уд при­менил про­тив США то, что Са­дат наз­вал «неф­тя­ным ору­жи­ем». 16 ок­тября Са­удов­ская Ара­вия при под­дер­жке че­тырех араб­ских го­сударств Пер­сид­ско­го за­лива объ­яви­ла о 70 %-ном по­выше­нии объ­яв­ленной це­ны на нефть. Из со­лидар­ности к это­му ак­ту при­со­еди­нил­ся Иран (му­суль­ман­ская, хо­тя и не араб­ская стра­на). В пос­ле­ду­ющие дни ми­нис­тры неф­тя­ной про­мыш­леннос­ти араб­ских стран при об­щем сог­ла­сии ре­шили на­казать США за про­из­ра­иль­скую по­зицию и еди­ног­ласно под­держа­ли идею неф­тя­ного эм­барго.

Это бы­ло частью клас­си­чес­кой шах­матной пар­тии, ко­торую США ра­зыг­ры­вали на Ближ­нем Вос­то­ке. Че­рез три дня, 19 ок­тября, пре­зидент Ник­сон зап­ро­сил у кон­грес­са 2,2 мил­ли­ар­да дол­ла­ров для по­мощи Из­ра­илю. На сле­ду­ющий день араб­ские стра­ны — эк­спор­те­ры неф­ти под пред­во­дитель­ством Са­удов­ской Ара­вии вве­ли пол­ное эм­барго на пос­тавки неф­ти в США. В те дни лишь еди­ницы бы­ли спо­соб­ны оце­нить всю глу­бину ко­вар­ных за­мыс­лов, кро­ющих­ся за дей­стви­ями Ва­шин­гто­на, или хоть на миг до­пус­тить, что ис­тинная цель США — под­держать сла­бе­ющий дол­лар.

Эф­фект от эм­барго был впе­чат­ля­ющим. Про­даж­ная це­на са­удов­ской неф­ти дос­тигла не­быва­лых вы­сот: 1 ян­ва­ря 1974 го­да, ме­нее чем че­рез три ме­сяца, она бы­ла уже в семь раз вы­ше, чем че­тыре го­да на­зад. Средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции в один го­лос пред­ре­кали эко­номи­ке США гром­кий крах. По всей стра­не к бен­зо­колон­кам выс­тра­ива­лись длин­ные оче­реди, а эко­номис­ты выс­ка­зыва­ли опа­сения, что стра­ну ожи­да­ет неч­то по­доб­ное Ве­ликой деп­рессии 1929 го­да. Ес­ли сбе­реже­ние собс­твен­ных неф­тя­ных за­пасов и рань­ше бы­ло од­ним из при­ори­тетов США, то те­перь это вне­зап­но прев­ра­тилось чуть ли не в на­вяз­чи­вую идею.

Те­перь-то мы зна­ем, что бес­пре­цеден­тный взлет цен на нефть про­изо­шел не без ак­тивно­го учас­тия кор­по­раток­ра­тии. По­лити­ки и пред­ста­вите­ли биз­не­са, в том чис­ле неф­тя­ного, вов­сю де­монс­три­рова­ли не­годо­вание, хо­тя на де­ле имен­но они, как опыт­ные кук­ло­воды, дер­га­ли за ве­ревоч­ки, наг­не­тая страс­ти вок­руг неф­ти. Ник­сон и его со­вет­ни­ки хо­рошо по­нима­ли, что ре­шение вы­делить бо­лее двух мил­ли­ар­дов дол­ла­ров по­мощи Из­ра­илю неп­ре­мен­но спро­воци­ру­ет араб­ские стра­ны на кру­тые от­ветные ме­ры. Под­держи­вая Из­ра­иль, аме­рикан­ская ад­ми­нис­тра­ция це­ленап­равлен­но соз­да­вала ус­ло­вия, по­родив­шие то, что те­перь счи­та­ет­ся са­мой что ни на есть ис­кусной и зна­чимой опе­раци­ей эко­номи­чес­ких убийц за весь ХХ век.

Ми­нис­терс­тво фи­нан­сов США об­ра­тилось к MAIN и не­кото­рым дру­гим фир­мам, ко­торые уже за­реко­мен­до­вали се­бя пос­лушны­ми ис­полни­теля­ми во­ли кор­по­раток­ра­тии. Пе­ред на­ми бы­ла пос­тавле­на за­дача изоб­рести стра­тегию, ко­торая зас­та­вит стра­ны ОПЕК нап­ра­вить мно­гомил­ли­ар­дный по­ток неф­те­дол­ла­ров, пот­ра­чен­ных США на за­куп­ки ближ­не­вос­точной неф­ти, об­ратно в стра­ну, в ру­ки аме­рикан­ских ком­па­ний, а за­од­но поз­во­лит за­менить преж­ний зо­лотой стан­дарт «неф­тя­ным».

Мы, эко­номи­чес­кие убий­цы, зна­ли, что клю­чевым эле­мен­том по­доб­ной стра­тегии мог­ла стать толь­ко Са­удов­ская Ара­вия — как стра­на с са­мыми круп­ны­ми за­паса­ми неф­ти, фак­ти­чес­ки кон­тро­лиру­ющая ОПЕК. Учи­тыва­ли мы и тот факт, что «ко­ролев­ское» се­мей­ство край­не кор­румпи­рова­но, а сле­дова­тель­но, ма­нипу­лиро­вать им не сос­та­вит тру­да. Как и дру­гие пра­вите­ли Ближ­не­го Вос­то­ка, Са­уды хо­рошо у­яс­ни­ли, что та­кое по­лити­ка ко­лони­ализ­ма. Дос­та­точ­но ска­зать, что ко­ролев­ский дом Са­уд в свое вре­мя по­лучил прес­тол из рук Ве­ликоб­ри­тании.

В кни­ге «Ис­по­ведь эко­номи­чес­ко­го убий­цы» под­робно рас­ска­зано об этой стра­тегии, к изоб­ре­тению ко­торой я то­же при­ложил ру­ку. Меж­ду со­бой мы на­зыва­ли ее «опе­рация по от­мы­ванию де­нег Са­удов­ской Ара­вии», в ан­глий­ской аб­бре­ви­ату­ре — SAMA.

Что же ка­салось пу­тей ре­али­зации этой стра­тегии, то вкрат­це они сво­дились к трем глав­ным обя­затель­ствам, ко­торые дол­жен был взять на се­бя ко­ролев­ский дом Са­уд: 1) вкла­дывать зна­читель­ную до­лю неф­те­дол­ла­ров в пра­витель­ствен­ные цен­ные бу­маги США; 2) раз­ре­шить ми­нис­терс­тву фи­нан­сов США за счет мно­гомил­ли­ар­дных про­цен­тов по ука­зан­ным цен­ным бу­магам прив­ле­кать аме­рикан­ские кор­по­рации к ев­ро­пе­иза­ции стра­ны; 3) под­держи­вать це­ны на нефть на при­ем­ле­мом для кор­по­раток­ра­тии уров­не. Вза­мен пра­витель­ство США га­ран­ти­рова­ло, что ко­ролев­ская семья Са­уд сох­ра­нит свою власть.

Од­на­ко бы­ло и не­кое до­пол­ни­тель­ное ус­ло­вие, ко­торое осо­бо не афи­широ­валось, но иг­ра­ло клю­чевую роль для ре­шения ос­новной за­дачи кор­по­раток­ра­тии — ук­репле­ние ста­туса дол­ла­ра как глав­ной ми­ровой ва­люты. Так од­ним рос­черком пе­ра бы­ло вос­ста­нов­ле­но вла­дычес­тво дол­ла­ра на ми­ровой аре­не, а кри­тери­ем, оп­ре­деля­ющим его сто­имость, вмес­то зо­лота ста­ла нефть.

И сно­ва воз­вра­ща­ясь к про­логу, на­пом­ню, что там го­вори­лось о не­ком по­боч­ном эф­фекте, оце­нить ко­торый спо­соб­ны лишь са­мые уш­лые эко­номис­ты: он зак­лю­чал­ся в том, что Ва­шин­гтон вновь мог бес­пре­пятс­твен­но взи­мать с каж­до­го инос­тран­но­го кре­дито­ра скры­тый на­лог. Поль­зу­ясь тем, что дол­лар был глав­ной ва­лютой меж­ду­народ­ных рас­че­тов, США по­купа­ли у за­рубеж­ных пар­тне­ров их то­вары и ус­лу­ги в кре­дит.

Од­на­ко из-за ин­фля­ции средс­тва, по­лучен­ные эти­ми стра­нами за нефть (или что-то еще), те­ряли су­щес­твен­ную часть сво­ей по­купа­тель­ной спо­соб­ности. Та­ким об­ра­зом, инос­тран­ные кре­дито­ры да­вали США боль­ше, чем по­луча­ли вза­мен, а раз­ни­ца пря­миком по­пада­ла в кар­ман кор­по­раток­ра­тии — чем не скры­тый на­лог без вся­кой на­доб­ности в сбор­щи­ках на­логов?

Пред­ска­зание Джей­ка До­бера сбы­лось — сто­имость дол­ла­ра ста­ла оп­ре­делять­ся це­ной на нефть. Заг­нав араб­ские стра­ны в угол, Ва­шин­гтон и Тель-Авив вы­нуди­ли их к на­несе­нию от­ветных уда­ров — на­паде­нию на Из­ра­иль в праз­дник Й­ом-Ки­пур и вве­дению эм­барго на пос­тавки неф­ти в США. Это фак­ти­чес­ки раз­вя­зало ру­ки ми­нис­терс­тву фи­нан­сов, а эко­номи­чес­кие убий­цы по­лучи­ли от­машку на об­ра­бот­ку се­мей­ства Са­удов и про­тал­ки­вание сдел­ки SAMA, в ре­зуль­та­те че­го аме­рикан­ская ва­люта ока­залась на­деж­но при­вяза­на к неф­ти. Дол­лар стал ко­роно­ван­ным ко­ролем меж­ду­народ­ных фи­нан­сов, ка­ковое по­ложе­ние сох­ра­ня­ет и по­ныне.

Опе­рация SAMA при­вела к важ­ным ге­опо­лити­чес­ким пос­ледс­тви­ям. Она спо­собс­тво­вала ос­лабле­нию СССР и зак­ре­пила за США ста­тус ми­ровой свер­хдер­жа­вы, с мощью ко­торой не мог­ла пос­по­рить ни од­на стра­на ми­ра. А еще эта сдел­ка силь­но раз­гне­вала са­удов­ско­го мил­ли­ар­де­ра Уса­му бен Ла­дена, ко­торый отом­стил Со­еди­нен­ным Шта­там, ус­тро­ив на­ци­ональ­ный кош­мар 11 сен­тября 2001 го­да.

Ог­ля­дыва­ясь на­зад, я не ус­таю по­ражать­ся на­шей тог­дашней са­мона­де­ян­ности. Мне час­то ка­жет­ся, что ро­ковое сте­чение об­сто­ятель­ств и на­ша ре­ак­ция на них иг­ра­ют чуть ли не глав­ную роль в на­шей судь­бе. Взять хо­тя бы ме­ня — раз­ве я взял­ся бы за та­кой слож­ней­ший про­ект, ка­ким бы­ла опе­рация SAMA, ес­ли бы не та шко­ла, ко­торую за нес­коль­ко лет до это­го про­шел в Ли­ване?»

http://dbelyaev.ru/p/21881/

 

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

У одних убавится, другим прибавится

Изменения в региональный закон «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных д…