Эта головная боль представляет собой реакцию мозга на «неправильные» картинки, одновременно приходящие на оба глаза. Чтобы зритель увидел картинку в объеме, нужно, чтобы правый и левый глаз, смотря на экран, видели разные изображения, а мозг должен совместить их для получения стереоэффекта. В этом мозгу помогают специальные очки, который выдаются зрителям на входе в кинозал. Принцип работы этих очков зависит от того, каким способом был произведен фильм. Объемный эффект может достигаться за счет использования разного (для правого и левого глаза) цветового кодирования изображений, попеременной демонстрации изображений на экране с очень высокой частотой, а также за счет использования линейной поляризации — именно она применяется в технологии IMAX 3D.
Впрочем, успешно совместить две картинки у мозга получается не всегда — именно в этом случае у человека и начинается головная боль.
Исследовательская группа под руководством старшего научного сотрудника лаборатории компьютерной графики МГУ Дмитрия Ватолина более восьми лет занимается изучением проблемы головной боли, возникающей после просмотра 3D-фильмов. В середине февраля о результатах этого исследования ученый рассказал на проходившей в Сан-Франциско 27-ой ежегодной конференции Stereoscopic Displays & Applications, одной из самых престижных в мире конференций, посвященных этой теме.
Ученые сгруппировали причины, приводящие к головной боли (всего их более 15) в две категории. Первая категория объясняется, в первую очередь, естественным стремлением владельцев уменьшить затраты, что неизбежно приводит к снижению качества стереопоказов. Плохие очки, дешевые проекторы и другое оборудование ненадлежащего качества резко снижают качество самого фильма.
Ученые разработали специальное программное обеспечение — «метрику», — позволяющее отслеживать проблемы подобного рода, при этом минимизируя время технического контроля за качеством фильмов. С помощью этой метрики исследовательская группа отсканировала почти всю видеопродукцию, выпускаемую на Blue-ray дисках, и составила статистику этих проблем. Всего с помощью метрики было проанализировано 105 стерео-дисков Blu-ray, при этом в 23 фильмах было обнаружено 65 проблемных сцен. Так, подобные казусы с перепутыванием ракурсов были обнаружены даже в таких высокорейтинговых фильмах, как «Аватар», «Хроники Нарнии», «Сталинграде» и прочих.
«Это означает, — рассказывает Дмитрий Ватолин, — что при покупке 3D-фильма на Blu-ray диске вы с вероятностью 21% купите фильм, в котором будет хотя бы одна сцена с проблемой перепутанных ракурсов. Для чувствительных людей это уже заметно».
Большое количество этих и других проблем, утверждает Ватолин, было обнаружено в фильмах ужасов, что объясняется малыми бюджетами таких фильмов. «Стереофильмы переживают сейчас переходный период, — комментирует ученый. — Кинопродюссеры все чаще начинают предпочитать стереоформат, это стало особенно массовым явлением после ошеломительного финансового успеха “Аватара”. И, разумеется, качество самих фильмов и качество оборудования кинотеатров со временем улучшается, и уже сейчас качество в среднем выше, чем было у “Аватара”, но на существенное уменьшение проблем может уйти еще 2−3 года. А если вы хотите качественного 3D сейчас, то выбирайте высокобюджетные фильмы и залы с дорогим оборудованием. Желаю всем поменьше головной боли!».