Ситуация в экономике развивается лучше, чем можно было бы ожидать с учетом второй волны снижения нефтяных цен. Как следует из аналитических материалов Центробанка, опубликованных во вторник, развитие импортозамещения и несырьевого экспорта, а также некоторые другие факторы свидетельствуют о постепенной адаптации российской экономики к изменившимся внешним условиям. Экспорт товаров и услуг продолжает поддерживать экономическую активность. Однако население, хотя постепенно и меняет свое отношение к оценке экономического положения, всё же отмечает ухудшение своего материального положения, поэтому предпочитает деньги особо не тратить, а сберегать, не поддерживая экономический рост рублем.

Во вторник Центробанк опубликовал сразу два исследования с комментариями, которые касаются состояния экономики в феврале, а также инфляционных ожиданий населения и его потребительской активности в марте. Регулятор констатирует, что, исходя из макроэкономических данных, можно сказать, что фактор низких нефтяных цен уже не так сильно влияет на состояние экономики, как раньше.

На вопрос «Известий», не означает ли это, что кризис, о котором так много говорится, оказался не таким глубоким, первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева ответила, что ситуация в экономике развивается лучше, чем можно было бы ожидать.

— Цены на нефть сейчас достаточно низкие — около $40 за баррель, причем снижались они в два этапа. В прошлом году было падение, а затем — в начале этого года. Сейчас происходит некоторое восстановление. Но, невзирая на снижение нефтяных цен, мы видим, что ситуация в экономике продолжает стабилизироваться. Поэтому я не концентрировалась бы на слове кризис. Нашу ситуацию лучше всего описывает термин «новая реальность», т.е. это не временные трудности, а новые координаты, в которых нашей экономике предстоит развиваться, — рассказала в интервью «Известиям» первый зампред ЦБ (интервью читайте в одном из ближайших номеров).

По словам Ксении Юдаевой, в этой новой реальности есть разные новые возможности. В отдельных секторах появились признаки оживления.

— Это происходит не во всех отраслях, конечно, но есть действительно выигравшие от этой ситуации, для них открылись новые возможности, и они начинают ими пользоваться. Более того, в прошлом году промышленные предприятия показали достаточно большую прибыль. Сейчас наша экономика нащупывает новые точки конкурентоспособности и новые возможности для роста, — отметила она.

Аналитические материалы, опубликованные во вторник, иллюстрируют слова первого зампреда ЦБ:

«Помесячная динамика показателей пока указывает на продолжение экономического спада. Тем не менее реакция российской экономики на очередной виток снижения цен на нефть в начале 2016 года, по оценкам, оказалась существенно слабее, чем в прошлом году. Годовой темп снижения ВВП в I квартале текущего года оценивается на уровне 1,7–2,0%, что ближе к верхней границе интервала прогноза, опубликованного в мартовском выпуске Доклада о денежно-кредитной политике. Темп снижения ВВП, очищенный от сезонности, в I квартале текущего года составит около 0,3%».

Также регулятор отметил, что годовой темп прироста выпуска промышленной продукции в феврале 2016 года впервые за последние 12 месяцев стал положительным (1%). Поддержку промышленности по-прежнему оказывают добывающие производства, рост которых в феврале достиг 0,6% к предыдущему месяцу с учетом коррекции на сезонность, отмечает Центробанк. И заключает, что экспорт товаров и услуг продолжает поддерживать экономическую активность.

Однако внутреннее потребление пока тормозит. Так, по данным ЦБ, розничные продажи в годовом выражении продолжили снижаться, хотя  и медленнее, чем в январе. По замечанию регулятора, снижался спрос на потребительские товары длительного пользования (кроме мобильных телефонов). «Это свидетельствует о  том, что домохозяйства продолжают экономить в условиях сохраняющейся экономической неопределенности и низких доходов», — подчеркивает ЦБ.

Причины нежелания населения поддерживать экономику, вкладывая свои рубли в активное потребление, раскрываются в другом аналитическом обзоре на основе опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ). И хотя в марте 2016 года инфляционные ожидания граждан на год вперед снижались четвертый месяц подряд, а также уменьшилось и число тех, кто ждет роста цен в следующем месяце, уровень инфляционных ожиданий всё еще остается повышенным, отмечается в комментарии Банка России.

Россияне пока заняли выжидательную позицию. Невзирая на снижении инфляционных ожиданий, они не готовы тратить деньги, особенно на крупные покупки, показал опрос ФОМа. При этом с января 2015 года негативным остается отношение населения к покупкам в кредит. «В марте 2016 года 67% опрошенных считают текущее время неподходящим для покупок в кредит (в 2014 году — в среднем 40%, в 2015-м — 64%)», — указывает Центробанк.

Впрочем, согласно опросу, повысился оптимизм респондентов в ответах на вопросы об оценке перспектив развития российской экономики на ближайший год и об изменении личного материального положения. В результате индекс потребительских настроений в марте увеличился второй месяц подряд, однако его значение остается одним из самых низких с начала наблюдений.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова отмечает, что население как раз предпочитает не сберегать, а тратить на текущее потребление, поэтому, отмечает она, розница в номинальном выражении растет, хотя в реальном и падает. Она приводит аналогию с зарплатами.

— Сейчас принято говорить о существенном снижении зарплат, но это в реальном выражении, а в номинальном они растут примерно на 5% в год. Всё это свидетельствует об еще высоком уровне инфляции, — говорит главный экономист Альфа-банка.

А быстрый прирост депозитов она объясняет высокими процентными ставками, которые устанавливали банки после повышения ключевой ставки ЦБ.

— Этот рост — скорее капитализация процентов, — подчеркивает Наталия Орлова.

Директор по аналитике и исследованиям Промсвязьбанка Николай Кащеев полагает, что некоторый эффект для части экономики дала девальвация, а поддержание ликвидности банков не позволило ей обвалиться.

— Однако это тот кризис, когда пословица «цыплят по осени считают» верна как никогда. Это в 2008 году был резкий переход от хорошего роста к короткому глубокому спаду. Теперь же реальный спад в экономике идет несколько лет, было время адаптироваться. Но будет и «осень» для подсчета цыплят — 2017 год — там и увидим, что и как адаптировалось. По моему скромному мнению, не стоит делать оптимистичные заявления раньше времени. Лучше оставаться бдительным, — заключает Николай Кащеев.

http://izvestia.ru/news/607980#ixzz44McJa3QL

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Электронные зачётки не отменяют обычных документов

Эксперимент по переводу студенческих билетов и зачётных книжек в электронны…