Предсказать точно не смогут ни метеорологи, ни народные приметы. Надо быть наизготовку в период от вскрытия рек 15 — 18 апреля и до 10 июня, когда около 90 процентов снежной массы будет смыто. Ответственные за ситуацию люди по опыту предыдущих наводнений хорошо усвоили, что основой безопасности является наблюдение и оповещение.

В 2005 году (“КР”, 21.04) подробно описан процесс образования большой воды. Напомню главное. Если снег будет таять по обычным весенним законам, то будет только паводок. А если в этот период будет дождь двое и более суток и температура воздуха поднимется выше 6 — 7 градусов, то будет полноводье, Томь выйдет из берегов и зальет пойму.

При более низких температурах воздуха в гольцовой части идет снег, сток воды временно сокращается, но именно в это время надо быть особо внимательными, так как вскоре вал воды возрастет. Самый опасный случай, когда вскрытие рек сопровождается дождем, и тогда льдины, как нож бульдозера, подрезают берега, заходят в пойму и сносят незаконные, с точки зрения природы, строения.

На прилагаемой схеме показаны продольные профили рек верховья Томи, и для наглядности они сложены в одну плоскость, на которой хорошо видна их гидродинамика. На первых же 10 — 20 километрах вода падает как с крыши дома. Потом русло выполаживается, скорость течения уменьшается, но так как приток воды от снега и дождя нарастает, то вода не успевает уходить и подпирает сама себя. Это и есть причина разлива. Но если мы не можем ускорить течение, то хотя бы не должны препятствовать ему! Вот тут и сказывается наше вмешательство.

Длина рек в натуре несколько больше, чем показано на схеме, так как измерителем невозможно точно описать все многочисленные миандры в масштабе 1:200000, надо пользоваться картами масштаба 1:25000. Но длина рек не так важна, надо знать точное время прихода воды до Кузнецкого моста от места наблюдения. Такие определения в период полноводья еще не проведены, а без этого нельзя точно узнать время и уровень воды, а значит, и своевременно оповестить. Только примерно можно указать, что от Междуреченска до моста большая вода идет 15 — 18 часов.

Самой длинной рекой является Кондома, но на схеме Мрассу начинается дальше, потому что ее устье на 50 километров выше по Томи от Кондомы и водам Мрассу приходится дольше всех добираться до моста. Средняя высота бассейна Кондомы 400 метров, и она вскрывается первой, потом Мрассу, высота бассейна около 500 метров, и последними Томь, Бельсу и Уса.
Характерно, что после слияния с Томью каждая река еще долго не смешивается и сохраняет свою струю. Старожилы Форштадта, увидев лед на правом берегу Томи, говорили: “Уса пошла”, — это значит конец ледохода.

Проблемы наводнения обсуждаются каждый год, но ситуация не улучшается и жители заливных территорий не стали чувствовать себя более защищенными. Наоборот, в самом узком месте у Кузнецкого моста явное ухудшение. Невозможно объяснить интересами развития города или безопасности людей продажу под застройку участка между защитной дамбой и руслом реки Томи. Теперь там торговый центр “Лента”, и новая дамба прямо у русла реки. Получился забавный случай — торговый центр оной дамбой защищен от реки, а другой от города. И какая теперь дамба не там построена?

И это еще не все. На растущем острове между мостами планируется построиться фонтаны! Люди не ведают, что творят. Как сказано в Священном Писании: “И когда они насытились, они начали безобразничать”. Уверен, что выручка от аукциона уже потрачена, а налог от торговли не покроет затраты на последствия от наводнения. Думаю, что со временем придет новое начальство и распорядится снести эти постройки. Хорошо бы за счет подписавшего разрешение и покупателя — один знал, что продавал, а другой видел, что покупал.

Как раз в месте новой дамбы была небольшая возвышенность, и в разлив она оставалась островком. Там располагались склады “Золотопродснаба” и карбасная пристань. Выше были частные дома и даже короткая улица. Строительство железнодорожного моста изменило ситуацию, и в 1958 году вода размыла этот островок, унесла от Кузнецкого моста дорогу вместе со шпалами и рельсами метров на тридцать.

Напомню еще одно забытое наводнение. В 1941 году 17 мая из Ленинграда прибыла первая в мире аэромагнитная экспедиция для поисков железных руд. Два самолета По-2 улетели в Спасск, а начальство и операторы не могли попасть от вокзала на геологическую базу, где теперь остановка “Топольники”, так как Томь разлилась до “Коммунара”. За ними прислали баржу в район парка Гагарина. Получив снаряжение, продовольствие и геологическое задание, они уехали в Спасск только через две недели.

Ради интереса замечу, что от “Коммунара” и до Томи было очень много озер, на которых водились дикие утки. Несколько раз меня знакомый угощал. Они и теперь прилетают по инстинкту предков, но озер нет и утки вынуждены садиться на Абушку, а там нет ни мальков, ни ракушек. Помогите кто может, ведь они прилетают к нам по привычке и с надеждой. Зов родины сохраняется у птиц, животных и людей очевидно благодаря магнитному полю и структуре воды.

Заслуживает восхищения то, как просто боролись с наводнением наши предки — древние вавилоняне. Реки Тигр и Евфрат заливали Месопотамию ежегодно с обеих сторон. Но они не сетовали на отсутствие финансирования и не перекладывали проблему на федеральный уровень, а взяли в руки лопаты, носилки, сумки и прокопали отводные каналы. Как только вода в реках поднималась до определенного уровня, то уходила в каналы, а когда уровень падал, то люди скорее перекрывали выход из отводного канала, и вода сохранялась все лето.

Дело в том, что на гребнях между каналами они выращивали богатый урожай зерновых и овощей. Вот так бедствие превратили в пользу. Даже сам Геродот прибыл посмотреть на это чудо, а заодно указал на наличие седьмого этажа Вавилонской башни — ступенчатой пирамиды. А мы единственную природную Иванцевскую протоку ликвидировали и проложили по ней теплотрассу.

Одно время обсуждалось, что лучше — чистить русло или строить дамбы. Если по-умному, хорошо и то и другое. Но физически нельзя убрать весь объем речных отложений, который ежегодно перемещает река. Мы не оцениваем положение нашего региона. А находимся мы в зоне стыка двух крупных материков (плит), сращивание которых длится уже около четырехсот миллионов лет, и их взаимодействие не прекратится, пока вращаются вместе Земля и Луна. Но процесс сращивания не постоянный.

Тысячи лет наша зона находится в активной фазе. С юга идет давление с силой 4 сантиметра в год, а с севера 1 сантиметр, и ни одна плита не хочет уступать. В результате в обширной широтной зоне сращивания, от Средиземного моря до Дальнего Востока, идет нагромождение горных масс, горы растут. Свидетельством этого являются землетрясения, активизация вулканов, глубоко врезанные горные реки и т.д.

А в случае появления слабины в зонах надвига и глубоких трещинах начинает пропадать вода, например, в Аральском море, Байкале. В результате резко увеличивается эрозия, и реки сносят не только новый материал, но и размывают свои прежние отложения — террасы. У поселка Камешки за один раз Томь размыла около 50 метров террасы, где находились дома, баня, конюшня и вертолетная площадка. Около Косого Порога размыта защитная дамба, но монумент-эмблема “Знак качества” уцелел (!). В Боровково смыта целая улица, у Дома рыбака размыта дорога. И весь этот аллювий разносится по руслу реки, наращивая перекаты, косы, острова или образуя новые, где скорость течения падает. В итоге сечение русла реки уменьшается, а разлив увеличивается. И это будет продолжаться непредсказуемо долго и может даже усиливаться.
Русло реки нужно не чистить, а управлять фарватером, направлять струю, разбирая перекаты и отмели. Для этого в большинстве случаев не нужно вывозить гравий, достаточно передвинуть на другое место, углубить перекат или косу, и река сама расширит проход. Это давно известный способ, и те, кто ходил по рекам, делали это руками. Теперь есть техника. Но, чувствую, будет возражение — нет финансирования. А защитные дамбы можно строить, но разумно, не так, как на Левом берегу.

Несколько успокаивает периодичность критических наводнений, которая позволяет надеяться, что в этом году обойдется, но к 2020 году вероятность большого полноводья резко возрастает. И если будет вариант 1934, 1941, 1958, 1977 и 2004 годов, то Кузнецкий мост может снести.

Однако есть очень простой, эффективный и совершенно не затратный способ полностью избежать бедствий от полноводья — не лезть в пойму и тем более в русло реки со своей деятельностью и строительством. Но это люди почему-то пока не могут усвоить. Для улучшения подготовки к паводковой ситуации предлагаю следующее:

1. Провести специальные изыскания и определить границы русла и поймы Томи и Кондомы, в пределах которых запрещена любая деятельность и строительство. Возведенные сооружения, в том числе подъездные насыпи у мостов, снести.
2. Определить точное время прихода воды от точек наблюдения в период полноводья. Можно воспользоваться услугами водных туристов.
3. Установить в людных местах на Форштадте, Водной, авторынке репера с отметкой даты и уровня воды в разлив.
4. Замерить уровень воды в 50 метрах выше и ниже моста в нормальное время и в полноводье, чтобы определить перепад из-за влияния моста как плотины.
5. На Левом берегу у моста на видном месте установить рейку с отметками уровня воды для информации.
6. Специально подготовленные дежурные должны круглосуточно поддерживать связь с основными населенными пунктами на реках и иметь право самим принимать решения, не дожидаясь “…по распоряжению губернатора…”

Кузнецкий рабочий

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В кузбасской деревне образовался затор на реке. Жителей эвакуировали

Сотрудники полиции обеспечили охрану общественного порядка в период подтопления в деревне …