Перспектива введения новых запретов для должников становится все более реальной. Инициатива Минюста, которую в МВД дополнили своими предложениями, уже получила одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Речь идет о том, чтобы человек, признанный должником по судебному решению, не имел допуска к сдаче экзамена на получение водительских прав, а также не мог зарегистрировать на свое имя любой автотранспорт (автомобиль, мотоцикл и так далее) и даже прицеп к нему.

Мотивация у министерств, предложивших эти ограничительные меры для не спешащих возвращать долги россиян, проста: надо сделать жизнь нарушителей законов максимально некомфортной.  Чтобы желание жить, как все нормальные люди, перевесило нежелание расставаться со своими кровными, которые надо отдать государству.

В принципе, стремление логичное. Действительно, раз штрафы и даже судебные решения не побуждают должников рассчитаться с государством (а таких примеров много), то пусть к возврату денег их склонит желание получить блага, которые оказались недоступными. Весь вопрос в том, какие блага внести в список запретных: не нарушается ли при такой инициативе закон и вообще, есть ли смысл в этом выборе — или, может, лучше будет найти альтернативу.

Начнем с соблюдения законов.

О том, что российские власти готовят новые запреты, стало известно еще в первой половине января — за несколько дней до того, как вступило в силу другое ограничение для должников. Гражданам, задолжавшим по судебным решениям более 10 тыс. руб. по штрафам и алиментам, начали приостанавливать действие водительских прав. Только за январь — февраль под это ограничение попали более 46 тысяч россиян.

В проекте документа, помимо невыдачи водительских прав и запрета на госрегистрацию автотранспорта, было ещё и предложение от Роспатента: лишить должников приема, регистрации и экспертизы заявок на госрегистрацию товарного знака, знака обслуживания и выдачи свидетельств, их дубликатов.

При этом подразумевалось, что в законопроекте будет содержаться только сама возможность налагать запрет на оказание госуслуг. А их перечень будет утвержден позже, постановлением правительства. Но в конце мая на обсуждении инициативы Государственно-правовое управление президента выступило за то, чтобы список запрещаемых для должников госуслуг вошёл в текст законопроекта, что и было сделано.

Позиция ГПУ по этому вопросу вполне понятна: если прописать в законе только саму возможность налагать запреты на должников, то в будущем правительству ничего не помешает раз за разом расширять список заблокированных госуслуг своими постановлениями. Это создаёт поле для злоупотреблений властью.

Но и в нынешнем виде инициатива Минюста не обошлась без критики со стороны экспертов. Так, директор образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» и председатель правления НП «Гильдия автошкол» России Сергей Лобарев считает, что законопроект нарушает 43-ю статью Конституции. Вот что в ней говорится:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Лобарев увязывает нарушение Конституции с тем, что в России водительские права получают после профессионального обучения по выбранным категориям (из 16 возможных). А раз результатом хождения в автошколу становится получение профессии, то запрет на сдачу экзамена в ГИБДД и выдачу прав нарушает конституционные права должников.

Действительно, если один человек хочет иметь права, чтобы с комфортом ездить на личном автомобиле до офиса и по гостям, то другой человек собирается работать водителем и получать за это деньги. То есть, лишая такого человека получения прав, государство оставляет его без возможного источника дохода (и не исключено, что единственного).

К слову, другой запрет, уже упоминавшийся в статье (временное приостановление действия водительских прав для должников) имеет исключения: нельзя блокировать действие прав для тех россиян, у кого автомобиль — единственный источник дохода, равно как и для инвалидов.

Формально, новый законопроект не лишает людей единственного источника заработка средств к существованию, так как нельзя лишить того, чего ещё нет (работу водителем можно получить только после обретения права сесть за руль), но он исключает для них саму возможность такого трудоустройства.

И всё же есть тут нарушение Конституции или нет, вопрос дискуссионный. Но эксперты нашли и ещё одно несоответствие основному закону страны — на этот раз его 19 статье. В ней сказано:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

При чем тут новый законопроект? Все очень просто. Член координационного совета Федерации автовладельцев России Сергей Канаев в интервью РИА «Новости» заявил: «…статья 19 гласит — все равны перед законом, независимо от социального, материального положения, места жительства и рода занятий. Получается, что водителя ставят в наихудшее положение по сравнению с пешеходом, лётчиком и так далее».

И в самом деле: тот, кто не планирует получать водительские права или регистрировать автомототранспорт, никак не ощутит на себе действия очередной карательной меры. Так чем же должник-пешеход лучше должника-автомобилиста, если оба, например, ни в какую не желают заботиться о собственных детях, после развода оставшихся с бывшими жёнами?

Окажется ли новый запрет эффективным?

В наши дни среди тех, кто впервые получает водительские права, велика доля людей в возрасте до 25 лет. Это студенты и только что закончившие вузы молодые люди. Много ли среди них тех, кто успел жениться, обзавестись детьми, развестись и податься в бега от алиментов? Много ли среди них тех, кто понаделал долгов по налогам и сборам? Тех, кто должен выплатить штраф за совершённое преступление? Ведь эти люди, фактически, только начинают самостоятельную жизнь и все их долги еще впереди.

Вот и эксперты тоже сомневаются в эффективности законопроекта с указанными в нём ограничениями. Тот же Сергей Канаев, например, уверен, что нововведение никак не повлияет на число должников — сколько их было, столько и останется. По его словам, за рубежом путь постоянного ужесточения и всё новых карательных мер уже прошли. И поняли, что всё равно остается часть нарушителей, которая ни на какие административные методы воздействия не реагирует — их может заставить задуматься только перспектива уголовного наказания. Зато поощрение для законопослушных граждан и тех, кто хочет снова стать таковыми, может подействовать куда сильнее.

http://www.utro.ru/

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Электронные зачётки не отменяют обычных документов

Эксперимент по переводу студенческих билетов и зачётных книжек в электронны…