В Брюсселе 29 июня завершился саммит ЕС. В нем приняли участие лишь 27 глав государств. Дэвид Кэмерон как представитель страны, покидающей объединение, согласно европейскому законодательству, в сегодняшней встрече не участвовал. Собравшиеся обсудили развитие Евросоюза после выхода из него Великобритании.

Как сообщила на пресс-конференции по итогам переговоров канцлер Германии Ангела Меркель, Brexit (британский выход) создает очень серьезную ситуацию.

— Это особый момент. Все остальные кризисы мы решали как Европейский совет 28, а сейчас мы впервые в ситуации, когда один член хочет уйти. Это очень серьезная ситуация. Мы верим, что сможем решить эту ситуацию силами 27 участников, — сказала Ангела Меркель.

Немецкий канцлер также отметила, что в нынешних условиях могут возникнуть новые вызовы перед европейским внутренним рынком, торговыми отношениями и рядом других сфер.

В свою очередь, глава Евросовета Дональд Туск отметил, что Британия может получить доступ к единому рынку ЕС после выхода из союза лишь при соблюдении ряда правил, в том числе — о свободе передвижения внутри объединения.

— Мы надеемся, что Британия будет близким партнером в будущем. Лидеры совершенно ясно (определили. — «Известия») сегодня, что доступ к единому рынку требует соблюдения всех четырех свобод, включая свободу передвижения, — сказал он.

Вместе с тем днем ранее председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, говоря о европейском рынке, отметил, что Великобритании придется вести переговоры по этому вопросу на общих основаниях.

— Речи не идет о гарантировании участия Великобритании в общеевропейском рынке. Если вы выходите из ЕС, вы должны на общих основаниях вести переговоры об условиях своего участия. Процедуры, которая бы гарантировала такое право для бывшей страны ЕС, просто не существует, — сказал он.

Тогда же президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Лондон больше не сможет проводить клиринговые расчеты по сделкам в евро.

«Город, который благодаря Евросоюзу мог проводить клиринг операций в еврозоне, больше не сможет этого делать… Это может послужить примером для всех, кто жаждет конца Европы», — цитирует слова французского президента газета Financial Times.

Как считает советник Института современного развития Никита Масленников, все громкие заявления и угрозы, звучащие в эти дни, адресованы не столько Лондону, сколько другим странам ЕС.

— Brexit инициировал волну национализма во многих странах ЕС. Это Франция, Голландия, Финляндия. То есть нынешняя жесткая риторика призвана остановить напор правого популизма, это посыл, направленный внутрь Евросоюза, — полагает Никита Масленников.

Собеседник «Известий» отметил, что заявления Олланда о запрете на проведение клиринговых операций не имеют под собой оснований, поскольку в июле должно пройти собрание акционеров Лондонской и Франкфуртской фондовых бирж по вопросу слияния. Таким образом, можно будет разделить сферы влияния без ущерба для Великобритании. Что касается общеевропейского рынка, то, по словам Никиты Масленникова, в сохранении присутствия на нем Лондона заинтересованы все.

— Доля Евросоюза в обороте международной торговли Великобритании составляет 48,5%, то есть Brexit нанес удар по позициям как Лондона, так и Европы. Стороны будут искать компромисс, и я думаю, за летние месяцы его найдут, — отметил эксперт.

Между тем Юнкер отдельно высказался по Шотландии. Он отметил, что Эдинбург получил право быть выслушанным Евросоюзом, однако ЕС не намерен вмешиваться во внутренние дела Великобритании.

— Ни я, ни (председатель Евросовета) Дональд (Туск) не намерены вмешиваться в британские вопросы, — отметил председатель Еврокомиссии, подчеркнув, что встретится с первым министром Шотландии Николой Стерджен в пятницу.

Ранее Шотландия подтвердила, что хочет остаться в ЕС. Аналогичной позиции придерживается Гибралтар, заморская территория Великобритании, 96% жителей которой в ходе референдума выступили против выхода из Евросоюза. Как заявил главный министр Гибралтара Фабиан Пикардо, там рассматривают все возможные варианты сохранения членства в Евросоюзе после решения Британии выйти из его состава.

Как рассказала «Известиям» руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева, каких-либо правовых основ ни у Шотландии, ни у Гибралтара для сохранения членства в Евросоюзе на данном этапе нет, какие бы заявления оттуда ни звучали.

— Эти территории находятся в составе Великобритании и как-то повлиять на этот вопрос не могут. Сейчас Лондон должен задействовать статью 50 Лиссабонского договора (описывает правила выхода из ЕС. — «Известия»). После этого начнутся переговоры с Евросоюзом. В них будет принимать участие не только центральное правительство Великобритании, но и власти всех четырех регионов. Я не исключаю, что в итоге Шотландия и Гибралтар примут условия выхода из объединения и сочтут их приемлемыми для себя, — отметила Елена Ананьева.

http://izvestia.ru/news/620094#ixzz4D4cCMgrR

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Звонок очень важен: операторов обяжут сообщать об изъятии номера

Забирают без уведомления Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о рас…