В Художественном музее продолжается открывшаяся накануне Дня города выставка фотографий Юрия Васильевича Дьяконова «Вдоль времени». Пятьдесят цветных и черно-белых снимков разных лет, сделанных автором в техниках, которые в эпоху цифровой фотографии практически не употребляются (соляризация, изогелия, крупное зерно), оставаясь достоянием пленки, позволявшей такие эксперименты. На открытии выставки Юрий Васильевич даже сказал, что, может, и изъял бы из экспозиции некоторые фотографии, но оставил, чтобы дать представление о различных способах съемки.

К слову, после открытия выставки наиболее пытливые посетители собрались у одной из фотографий Дьяконова, где по черноте ночной волны Черного моря плывут сразу несколько Лун. Собрались с целью разгадать, как это сделано. В конце концов был приглашен сам автор, который подробно и доброжелательно раскрыл секрет долгой и кропотливой работы с длинной выдержкой.

Юрий Васильевич Дьяконов вообще человек доброжелательный и спокойный, как и полагается мэтру фотографии и журналистики. Для тех, кто не знает: он более тридцати лет работал в газете «Кузбасс», был ее ответственным секретарем – отвечал, в частности, за ее оформление, вел курс по технике СМИ, производству и оформлению газет в Кемеровском университете, читал лекции по фотографии в Кемеровском институте культуры. Словом, мэтр – уважаемый, авторитетный. И , кроме этого, он завзятый путешественник, побывавший во многих странах Юго-Восточной Азии и Европы, в самых сокровенных уголках России, наконец, его именем назван приют на ручье высокогорный на Поднебесных Зубьях.

Выставка в Художественном музее в какой-то степени отражает увиденное автором в его путешествиях. При этом снимки Дьяконова – это не снимки туриста, делающего «метки» — «я тут был». Он отрывает то, что спрятано от многих, замечает и показывает вещи и события, кажется, незначительные, наделяя их смыслом и значением.

Это вполне в духе восточной эстетики и стихов хокку в духе Басе – японского поэта 17 века, которого Юрий Васильевич некогда открыл для себя, восхитившись лаконизмом и философичностью его стиха. Он, Юрий Васильевич, глубоко воспринял форму лирической миниатюры, требующей точности и весомости каждого слова, теперь он сочиняет хокку сам, добиваясь их предельной точности и выразительности. Трехстишия хокку сопровождают его фотографии. Например, «Оку времени», где изображен крупным планом влажный глаз лошади, преподнесено такое трехстишие:

Глядит природа

Вдоль времени и событий.

Родилась улитка.

Улитка, как вы, видимо, знаете, — символ времени, его спирали. Я не большой любитель подписей к снимкам, они должны «держаться» на самих себе. Но в данном случае хокку, располагаясь на листе рядом с фотографией, не объясняет ее, а углубляет ее смысл, дает новую пищу для новых размышлений. И заодно в какой-то степени приоткрывает загадку названия выставки – «Вдоль времени».

Андрей Краевский

На фото: Дьяконов дискутирует с Бахаревым, чье творчество совершенно не похоже на его

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В кузбасской деревне образовался затор на реке. Жителей эвакуировали

Сотрудники полиции обеспечили охрану общественного порядка в период подтопления в деревне …