Наш город – почти сто лет назад – строили как город-мечту… Сад новой жизни – конечно же, райский! Стояли по колено в ледяной воде, осушали болота, с дружным рёвом катали весёлые брёвна… Что осталось от этой мечты? «Электричество, газ, телефон, водопровод, коммунальный рай без хлопот и забот». «Дым высоких труб, бег седых облаков». «Танец солнечных лучей в паутине проводов над жестяными крышами обшарпанных домов»… Город-сказка, город-мечта, попадая в его сети, пропадаешь навсегда, а я иду, потому что у меня есть ноги, я умею ходить и поэтому иду!

город-1

Ещё одно небывалое чудо, которым наверняка здорово гордились кузнецкстроевцы: ещё бы! Настоящий звуковой кинотеатр – таких по всей стране единицы! Тогдашний «Коммунар» сильно отличался от нынешнего. Ну, во-первых, здесь не продавали шуб, а действительно крутили кино (со звуком!), а перед вечерними сеансами устраивали рабочие танцы и даже – вот уж чудо из чудес! – продавали мороженое, которое расхвтывали в считанные минуты длиннющие очереди строителей социализма.

Только первый городской кинотеатр и внешне был совсем другим – не таким весёленьким и нарядным, каким он, удручающе разваливающийся, стал после реконструкции 2014 года, когда к областному празднованию Дня Шахтёра в Новокузнецке срочно навели марафет на всё, что портило общую картинку, а вполне в духе времени… Похожим на какой-то барак с «силосной башней» – зато красным, как кровь бойцов, отдавших свою жизнь за Великую Октябрьскую революцию и молодую Страну Советов!

«Коммунар» был построен к 1933-му году – архитектором с мировым именем, немцем Генрихом Козельем, предпочитавшего вполне социалистический конструктивизм, так что и глазу не за что было зацепиться. Но зал, рассчитанный на невиданные по тем временам 1200 мест, никогда не пустовал. Хотя сидящим по краям было не очень видно – экран-то не был широкоформатным!

Плюс всех зрителей изрядно донимали тучи комаров, мошкары и гнуса – ведь за кинотеатром, где ещё не успели разбить парк (нынешний Гагарина) топко чавкало Моховое болото… Но танцы! Мороженое! Лимонад! А главное – звуковое кино!

Осенью предвоенного 40-го стены снаружи немного украсили, а сразу после войны над окнами второго этажа появились некие декоративные элементы, сильно смахивающие на кокошники. Но сам «Коммунар» всё ещё напоминал какую-то производственную пристройку и только в 57 году он приобрёл привычный сегодняшним новокузнечанам вид – появилась двухэтажная девятиколонная колоннада, боковые «крылья» и лепнина, а красные стены были выкрашены в светло-жёлтый цвет.

Внутри тоже много что поменялось – правда, за красоту пришлось пожертвовать зрительскими местами, которые были уменьшены до тысячи. А накануне перестройки, когда делали последнюю ещё советскую реконструкцию «Коммунара», в жертву принесли ещё 200 мест. И потом добрых четверть века «Коммунар» печально ветшал, змеился трещинами, сыпался штукатуркой.

Фанерные креслица жутко скрипели, паркетный пол протирался до белых пятен, ветхие портьеры угрожающе наполнялись тяжёлой пылью, сиротливо молчала старенькая жалкая эстрадка с роялем… Но два года назад «Коммунар» симпатично «отмарафетили» – и теперь туда, ей богу, совсем не стыдно зайти… за шубой или джинсами!

город-2

В 30-м – во времена первых, действительно, добровольных субботников! – рядом с будущим «Коммунаром» кузнецкстроевцы засыпали кусочек болота под будущий сад Металлургов. Но строить и благоустраивать его начали только через четыре года – когда в первом звуковом кинотеатре города-сада уже вовсю крутили фильмы. Парк имени Гагарина появился и вовсе на три десятка лет позже, и только в 70-м здесь открылся городской планетарий – правда, свою историю он ведёт ещё с советской космической зари. Наш планетарий сначала находился в Абашево, а построили его в 1959 году – за год до легендарного гагаринского полёта!

город-3 город-4

Наш знаменитый, наивный фонтан с лягушками и рабочими, который юные новокузнечане никогда и не видели, спроектировал архитектор-кузнецкстроевец Гамулин. Нынешние мальчишки здесь летом превесело «рыбачат» магнитом… Интересно, что они хотят поймать? Может, время?! Но оно тем и известно, что всегда выскальзывает из пальцев.

А ведь я ещё помню гипсовых лягушек из парка Гагарина! Для кого-то – уродство, для кого-то – рабоче-крестьянский «ампир»… А для меня – детство, кусочек прозрачно дрожащей радуги над рассыпающимся блюдцем фонтана! Когда делали новый – скучный, лубковый – эти лягушки долго валялись на помойке. Над одной из них сжалились местные жители – утащили на свою дачу. Сидит теперь эта печальная почти 80-летняя квакушка на чьих-то грядках, вспоминает счастливый смех всех детей города-мечты.

город-5

И не сосчитать, сколько раз я тут бежала девчонкой – мимо кружевной «чугунинки», ограждающей парк, к широко распахнувшей солнечные ладони Театральной площади с большим, прохладным, радужным фонтаном! Имя у этой площади – как и сам Новокузнецкий драматический театр – появились здесь в 63-м. А до этого вся театральная жизнь – довольно активно! – кипела на площади заводоуправления КМК.

Первые актёры вместе с первыми кузнецкстроевцами приехали сюда в самом начале 30-х годов. Вели кружки ликбеза, ставили революционные пьесы, жили в тех же бараках, что и все. Это был театр для рабочих, а вскоре он и сам стал рабочим. Сначала строители, потом сталевары после тяжкой, многочасовой смены репетировали, играли в спектаклях, которые всегда давали, например, к выплавке первого чугуна или запуску мартена, ну и, конечно, к очередной годовщине Великой Октябрьской.

Для репетиций и представлений был построен деревянный клуб, названный в честь непримиримого латышского революционера Эйхе, организатора коллективизации, раскулачивания и партийных чисток, а когда в начале 33-го клуб сгорел, за 200 ударных дней рабочие построили Театр металлургов, который в духе того времени называли цехом культуры. Будущий НДТ тоже носил имя Эйхе – пока в 38-м революционного латыша не обвинили в создании фашистской организации и не расстреляли.

Тогда же городскому театру дали новое имя – Орджоникидзе. Григорий Константинович – Серго! – был большим большевиком, революционером, соратником экспроприаторской юности отца народов Иосифа Виссарионовича Сталина. В Кузнецке-Новокузнецке-Сталинске он ни разу не бывал. Родился в грузинском селе Гореша. Умер в советской Москве в 37-м в возрасте чуть старше сорока. Официально объявленной причиной смерти был инфаркт. Но говорили, будто горячий Серго застрелился – от разочарования в делах друзей по революции.

Инна Ким, фото кандидата педагогических наук, учёного секретаря Кузнецкого отделения Русского географического общества Юрия Иванова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Углевозы впали в ступор

Грузовики с углём в пятницу 19 апреля массово не решались ехать по маршруту и простаивали …