И яблоки, и свет без пламени

Когда мы цитируем ставшие уже крылатыми фразы профессора Преображенского из «Собачьего сердца», мы вряд ли задумываемся над тем, что Булгаков наделил своего героя этой фамилией неслучайно.

Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора. А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских, Виноградовых — все не перечислишь, их действительно очень много! — Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему? Ответ на вопрос в конце статьи, но, полагаю, многие читатели догадаются раньше, стоит только разобраться, что означает слово «преображение» и что за праздник отмечают православные 19 августа.

Начнем с самого слова. «Изменение, метаморфоза, превращение, трансформация, перерождение» — все это синонимы преображения, но при всей кажущейся близости слов преображение — нечто совсем иное. Чтобы понять, в чем разница, обратимся к Евангелию. К тому, как описывает событие Преображения первоисточник, попутно отметив, что сейчас слово пишется уже с заглавной буквы — объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи, когда Иисус ходит со Своими учениками по Палестине и проповедует Благую весть.

Однажды Иисус, взяв с Собою трех учеников — Петра, Иоанна и Иакова, «взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме». Что значит «говорили об исходе»? О чем же они беседовали: Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греху и смерти. «Петр и его спутники забылись дремой, — читаем дальше, — а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил», — замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда такое по-человечески понятное, но тем не менее наивное желание остановить мгновенье, замереть, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, «как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели».

Так произошло Преображение Иисуса Христа — явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: «Преображение — это существенное изменение образа (найдем, выделим корень «образ» в слове!), проявление в уже известном нового, еще неведомого нам качества». О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы слово в этом случае пишется потому, что само событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд — не только от Бога, но и от материи. Важно еще, что, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак, знамение, о том, что Иисус есть Сын Божий. Иконы и картины, посвященные Преображению, изображают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют «фаворским светом», так как полагают, что Преображение произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части — апостолы.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богини любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая — винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя — Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам «плодов земных». Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть, и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!

Иван Шмелев — «Лето Господне». «Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки… В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде… Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение». Чистота детского восприятия помогает нам уловить сердцевину явления Преображения. То есть Преображение — это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии, это нечто, что может произойти и происходит не только с каждым из нас, но и со всем материальным миром, и с яблоками в том числе. Потому что вся материя призвана быть обоженной.

Поэтому преображение не есть просто изменение. «В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия… Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело — одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия… Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил и лучился из него» (преп. Иустин Сербский).

«Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, — пишет епископ Мефодий (Кульман), — но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор — это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха».

Эти цитаты могут показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых — на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение «он весь светится от радости», мы поймем, что Преображение Господне — это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы. И тайны замысла Божьего о материи.

А что там с булгаковским профессором? Почему Михаил Афанасьевич сделал его именно Преображенским? Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое — преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.

rg.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Поправки в областной бюджет

Областные парламентарии внесли изменения в областной бюджет, а также в региональный закон …