В будущем году российская валюта может вполовину обесцениться. Это произойдет при снижении цен на нефть, которые по-прежнему оказывают колоссальное влияние на курс рубля. Незавидную судьбу нацвалюте предсказал главный экономист российского офиса Bank of America Владимир Осаковский. Между тем совсем скоро влияние нефти на рубль ослабнет — в силу того, что черного золота в России попросту не останется.

В понедельник, 3 октября, эксперт опубликовал прогноз по курсу рубля на конец 2016-го и 2017 год в своем традиционном обзоре. По мнению аналитика, в нынешнем году никаких глобальных катаклизмов с российской валютой не произойдет. При среднегодовой цене на нефть марки Urals $43 за баррель доллар к Новому году будет стоить 65 рублей, инфляция составит 5,8%, а ВВП снизится на 0,5%.

Такой сценарий вполне вероятен. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев полагает, что по итогам года средняя цена на Urals не опустится ниже $42. По данным Минфина, среднегодовая цена к настоящему моменту снизилась до $39,92 за баррель. Но в ведомстве не исключают, что к концу года эта цифра откорректируется в сторону повышения: на новостях из Алжира, где неделю назад производители нефти договорились об ограничении добычи, цены на сырье ползут вверх.

В следующем году возможны два варианта развития событий, считает Осаковский. В базовый сценарий заложена среднегодовая стоимость барреля Urals в $59. При таком значении курс доллара к концу 2017 года составит 65 рублей, инфляция — 4%, а ВВП вырастет на 1,1%. При этом ключевая ставка ЦБ на конец года снизится до 8%.

Негативный сценарий повергает в ужас: средняя цена нефти — $25, курс доллара — 1:90, инфляция — 7,1%, падение ВВП — 2,4%. Ставка регулятора в этом случае останется неизменной — 10%. «Рубль может ослабнуть примерно до 90 рублей за доллар, что может создать существенное инфляционное давление, особенно с учетом эффекта низкой базы от дефляционных трендов этого года. Все это, похоже, удержит ключевую ставку ЦБ от снижения по сравнению с сокращением на 200 б. п. в базовом сценарии», — говорится в обзоре.

Bank of America — не единственное учреждение, которое допускает такое пессимистичное развитие событий. Среднегодовая цена нефти в $25 содержится в рисковом сценарии Банка России. Если это произойдет, национальная валюта может отправиться в свободное плавание с непредсказуемыми последствиями. Заместитель министра финансов Максим Орешкин в середине сентября также призвал готовиться к падению цен на нефть марки Brent до $30 за баррель (Urals при этом будет стоить еще дешевле).

В то же время глава регулятора Эльвира Набиуллина признала вероятность подобного поворота минимальной. По ее словам, курс рубля устойчив и для его обвала нет никаких оснований. Цены на нефть движутся в правильном направлении, Центробанк в работу валютного рынка не вмешивается. Курс рубля формируется под воздействием рыночных условий, отметила Набиуллина, но колебания курса рубля сейчас гораздо ниже, чем волатильность котировок нефти.

Агентство Bloomberg тоже не верит, что с российским рублем могут произойти какие-либо катаклизмы. На прошлой неделе стало известно, что колебания курса нацвалюты снизились до минимума за последние два года. Индекс волатильности рубля упал до 14,2% — это самый низкий результат с ноября 2014 года.

В правительстве стараются не думать о плохом и закладывают в бюджет на 2017-2019 годы курс от 64 до 65 рублей за $1 при сохранении цены на нефть на уровне около $40 за баррель. При этом поставленную уже довольно давно задачу ускорить структурные преобразования в экономике, чтобы снизить зависимость от углеводородной конъюнктуры, никто не отменял. Доходы от экспорта нефти по-прежнему на 40% наполняют российский бюджет. Пока эта ситуация не изменится, курс нацвалюты будет очень чутко реагировать на любые ценовые скачки.

Провести эти самые преобразования как можно скорее поможет стрессовый сценарий с обесцениванием черного золота. Другим малоприятным, но вероятным ускорителем перемен станет полное физическое исчерпание нефтегазовых запасов. О том, что это произойдет очень скоро, в понедельник предупредил глава Сбербанка Герман Греф.

По его словам, сырьевой экономике придет конец к 2030 году. «Когда у нас потенциально этот монопродукт может закончиться? На мой взгляд, эта черта — около 2028-2030 годов, когда, по моему мнению — не факт, что я прав, но по всем ощущениям, по всем трендам, которые мы видим сегодня, не будет повторения сырьевого суперцикла», — сказал экономист, выступая в телеэфире.

По макроэкономическим меркам времени остается совсем не много, чтобы диверсифицировать экономику. Если ничего не менять, Россия может пережить либо революционные потрясения, либо гражданскую войну, или же впасть в сильную зависимость от других стран, предупредил Греф.

http://www.utro.ru/

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Звонок очень важен: операторов обяжут сообщать об изъятии номера

Забирают без уведомления Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о рас…