К тому же возможны досрочные выборы президента.

Прогноз от самого точного политического предсказателя по перестановкам в высших эшелонах власти, профессора МГИМО Валерия Соловья

— Валерий Дмитриевич, вы первым рассказали  про отставку Сергея Иванова, когда никто этого не ожидал. Предрекли переход Сергея Нарышкина. Откуда у вас такая информация?

— Знаете, один из самых влиятельных министров российского правительства говорит, что надо держать астральный канал связи с космосом открытым. Вот я и держу. А если говорить серьезно, то сообщения, которые я разместил в своих аккаунтах на Фейсбуке, ВКонтакте, информация об этих перестановках была и у других людей. Возможно, они просто не сочли возможным для себя придать ее гласности. Поэтому я оказался первым.

— А точность прогнозов вы подсчитывали?

— В последнее время она выросла. Я считаю, что если точность превышает 50 %, это для политического аналитика блестящий результат.

— Тогда давайте поговорим о том, что уже стало реальностью. Выборы в парламент, которые прошли в нашей стране.

— Совершенно очевидно, что сейчас в России формируется система с так называемой доминирующей партии. Это «Единая Россия», которая будет пользоваться не просто монопольным правом в политике. Но она уже готова объявить себя авангардом общества. Как КПСС. И провозгласить нерушимый блок партийцев и беспартийных. Но надо отдавать себе отчет, что это лишь часть идей, которые обсуждаются сейчас среди политического истеблишмента. Они касаются путей преобразования российской политики и государственной системы. Существует несколько вариантов, как-то: проведение досрочных выборов президента, на которые, возможно, пойдет не Владимир Владимирович Путин.

— А…?!!

— А некто из числа кандидатов, кастинг среди которых будут проводить, вероятно, уже с октября. Вторая идея касается того, чтобы создать наряду с постом президента государственный совет. У нас есть сейчас Госсовет — как совещательный неконституционный орган. Но подумывают создать нечто более влиятельное, во главе которого встанет председатель. И мы знаем – кто. А президент будет выполнять, скорее, символические, ритуальные функции. Функции оперативного управления. Но это повлекло бы за собой довольно серьезные изменения в конституции. Хотя, в общем, опыт показывает, что и конституцию в России можно легко исправить.

— Для чего все это?

— Существуют серьезные проблемы, о которых мы все знаем. Первая – это социально-экономический кризис, который усугубляется. И будет продолжаться еще года три-четыре. По довольно скромным оценкам. Вторая проблема – это ухудшение отношений с Западом. Третье — изменение массовых настроений. Во власти есть люди, которые не обольщаются результатами «Единой России». Они понимают, что те 60 %, которые не пришли голосовать, — это очень серьезный сигнал. Потому что пассивность очень легко может смениться на другой политический знак. Тем более, что раздражение в обществе нарастает. Поэтому возникает идея, что надо что-то изменить.

Предстоит чистка губернаторов

— Назначение новых губернаторов – силовиков. Это, может быть, выстраивание под новую систему власти?

— Да, это вполне уместное предположение. Потому что мы пока знаем о двух губернаторах-силовиках. Причем оба они считаются лично близкими к Путину. Что само по себе наводит на предположение о том, где находится основной кадровый резерв будущих перемен. Плюс к этому, мы склонны полагать, что в России сменят в ближайшее время 10-12 губернаторов. Что немало. И посмотрим, кого на эти посты назначат. Если тенденция подтвердится и закрепится, то мы можем с полным основанием говорить, что происходит милитаризация или секретизация российской политической элиты. И на самом деле, это с точки зрения президента естественно. Он хочет опереться на тех людей, которым доверяет.

— Вы заговорили о губернаторах, которые находятся в зоне риска.

— Я могу сказать, это весьма известный губернатор Меркушкин. И высокие результаты «Единой России» ему вряд ли помогут. Насколько я знаю, господину Тулееву удалось сохранить свою позицию, хотя вопрос о нем стоял. И речь идет еще, по крайней мере, о двух губернаторах из Центральной России. Это руководители с не самыми плохими социально-экономическими показателями, но губернаторы-старожилы. Полагают, что их надо заменить на новых.

— Шагнем чуть дальше. Что касается самих президентских выборов, вы уже вкратце сказали, что есть определенный кастинг или, может быть, назовем это другой формулировкой – список претендентов на президентскую должность. Какие персоналии в этом списке уже значатся, по вашему мнению?

— Я могу сказать лишь о тех, кого обсуждают. И это не секрет. Как раз губернатор Тульской области господин Дюмин. Характерно, что Владимир Владимирович посетил его накануне выборов и тем самым поддержал.

— Но и результат губернатора – 84 %.

— Да. Кстати, обращаю внимание, что губернатор шел не как представитель «Единой России». А как независимый кандидат. Это очень интересная деталь.

Когда в России будет МГБ

— Есть еще тот, кто уже вступал в эту воду, — Дмитрий Анатольевич Медведев. Говорят в том числе и о нем. Но я полагаю, учитывая склонность Путина к неожиданным решениям, что есть еще у него в рукаве несколько тузов. Когда они всплывут, эти фигуры, все скажут: о, да, какая загогулина кадровая! Как это интересно! Но есть серьезная проблема. Надо отдавать себе отчет, что если речь пойдет о том, что в президенты будет баллотироваться не Владимир Владимирович, то это не будет встречено пониманием в российском обществе, которое помнит 2008 год. И главное, это вызовет дезорганизацию российских элит. Потому что Россия устроена так, что здесь может быть только один начальник. Если их два, то понятно – один из них «царь-то ложный», «Царя подменили». В 2008 году это могло пройти нормально. Потому что страна находилась в состоянии в общем экономического подъема, несмотря на кризис. Кризис был кратковременным. Сейчас совершенно другое положение. И общество чувствует себя, не сказал бы, что разгневанным, но настороженным и раздраженным. Поэтому сейчас это бы выглядело рискованно.

— А последние коррупционные разоблачения, громкие скандалы с чем связаны?

— Они имеют два обстоятельства, на мой взгляд. Первое – это стремление власти в целом воспользоваться популярной темой. Если вы не можете повысить экономические показатели, если вам нечем похвалиться в плане прироста уровня жизни, то вы можете начать бороться с коррупцией. Тем более, что эта тема очень раздражает. Второе — борьба с коррупцией используется конкурирующими ведомствами для сведения счетов. И разоблачения в Следственном комитете – это, конечно же, было ударом со стороны конкурентов. А вот у общества это начинает вызывать непонимание. Уж слишком чудовищные суммы фигурируют в ходе этой борьбы.

— Последнее время фигурировали слухи о создание Министерство госбезопасности, по типу КГБ. Что за этим стоит?

— На самом деле эти слухи фигурируют уже около 8-10 лет. В последнее время они оживились. Потому что под этим есть некоторая реальная подоснова сейчас. Насколько я знаю, соответствующая проработка законодательной базы началась. Поэтому я в этот раз не исключаю, что такой монстр может возникнуть. Но это, конечно же, не произойдет в этом году. И не факт даже, что в следующем. Потому что будет очень сильно сопротивление тех частей, которые хотели бы в это МГБвключить. Они будут очень сопротивляться. И опыт с формированием национальной гвардии показал, что такие структурные реорганизации идут с очень большим трудом в России. Но на этот раз инициатива, кажется, получила некоторое движение.

Какой президент США для нас лучше

— В Европе тоже ведь скоро будут выборы в разных странах. Приходится рассчитывать, что там какие-то пророссийские силы могут прийти к власти? Или просто более лояльные к нам?

-Это очень важный вопрос. Он важный в том числе и для политики Кремля. Надо отдавать себе отчет в том, что, к сожалению для России, к сожалению для Кремля, в Европе не победят пророссийские силы. Те силы, которые могут там на выборах усилить свои позиции, они будут более критичны к политике своих правительств. Они могут требовать улучшения отношений с Россией, отмены санкций. Но они не возьмут там пальму первенства. Это первое. Второе. Политика Евросоюза, несмотря на то, что в ней есть группа колеблющихся стран, их еще называют «страны-ревизионисты», это Чехия, Кипр,Греция, Венгрия, Словакия, — политика Европейского Союза в отношении России будет оставаться неизменной. Это могу точно совершенно сказать. Вопрос о снятии санкций может обсуждаться, но санкции сниматься не будут.

— А с чем это связано?

— С тем, что в Евросоюзе, во-первых, есть страны, в частности – Германия и госпожа Меркель, которая настаивает на жесткой позиции по отношению к России. Или, скажем, она обуславливает снятие санкций с выполнением Минских соглашений. Это первое. Второе – это позиция Соединенных Штатов, чего тут скрывать, которые оказывают очень сильное влияние на европейский истеблишмент. И даже со сменой президента в США, кто бы это ни был – Клинтон или Трамп, — я не уверен, что позиция США изменится.

— Ваш прогноз — Клинтон или Трамп?

— Вы знаете, я склонен полагать, что может победить Трамп. Но у нас в России не любят говорить, может быть, не знают, что Трамп вообще-то в прекрасных отношениях с американским генералитетом. Генералитет его считает своей надеждой. Они абсолютно уверены, что при нем военные расходы будут серьезно увеличены. Америка займет решительную позицию во внешнем мире. И наконец-то они вынудят НАТО действительно вкладываться в оборону, а не паразитировать, не спекулировать на американской мощи. Так что все это может оказаться немного не таким, как мы себе представляем.

— А как же заявление Трампа: мы будем заниматься нашими, американскими делами, не лезть…

— Конечно, но при этом мы увеличим расходы на оборону. Дело в том, что для американцев миссия продвижения демократии – это личная миссия. Это и есть национальное дело. Если посмотреть данные социологических опросов, американцы считают, что Америка – это лучшая в мире страна. И ее функция базовая – это показать всему миру, как надо правильно жить. Это просто их убеждение.

kp.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Звонок очень важен: операторов обяжут сообщать об изъятии номера

Забирают без уведомления Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о рас…