Нина Константиновна Курихина, дирижёр, хормейстер и «мамочка» муниципального молодёжного хора «Надежда», который она создала больше тридцати двух лет назад, – а с недавнего времени ещё и художественный руководитель «Народной филармонии Новокузнецка» – человек непростой. Безусловно, талантливый. Посвятивший всю себя главному делу жизни – хоровому искусству. Такая самоотверженность и преданность – не за деньги и славу, а потому что по-другому просто невозможно – сегодня многим вообще непонятна. Нина Курихина, конечно же, очень сильный человек. Прямой, открытый… и неудобный. Кого-то восхищает, кого-то раздражает… и не может ни вызывать уважения!

– Нина Константиновна, как раскрыть каждый голос и при этом добиться гармонии всего хора – они ведь у вас такие разные?

– Хороший вопрос! Мой рабочий день не ограничивается только репетициями и концертами – я просто не могу выйти к хору пустышкой. Всё время думаю, постоянно ищу – такие вещи, которые будут для голоса каждого мальчика, каждой девочки, женщины, мужчины, всей «Надежды», как идеально сшитое платье, по размеру и красоте, изящно подчёркивающее любую взятую ноту. Тогда и хор начнёт звучать – глубоко, ярко, сильно, нежно, потрясающе. А то, что возрасты у нас в «Надежде» разные, делает эту задачу ещё интереснее! Однако важно, чтобы интересно было не мне одной, а любому ребёнку, чтобы этот непростой и нелёгкий труд – пение – был для всех в удовольствие. Это ещё и увлекательная игра для детей – они так познают мир и себя. Такое дорогого стоит – над голосовым диапазоном, если голос есть, можно и поработать, и над звуковыми неровностями тоже, но не менее важно, насколько даже самый юный человек погружён в материал, который он исполняет, как он смог его понять, почувствовать, пронести через себя. Ограниченность мышления не приемлю – певцу необходим интеллект… и сердце, конечно. Ну а я должна найти такой репертуар, от которого бы моя «Надежда» по-настоящему зажглась – независимо от возраста участников хора.

– Самое ответственное в вашей работе – это, наверное, всё-таки учить детей. У вас ведь есть и педагогическое образование. Это помогает?

– Решение стать именно руководителем хора пришло ко мне осознанно, когда после Прокопьевского музыкального училища я поступила на отделение музыки в педакадемию. Так что я изначально училась работать с детьми, хотя это, конечно, сложнее, чем заниматься со взрослыми. Мера ответственности совсем другая. Девочек и мальчиков, талантливых от природы, очень много, и каждый ребёнок уникален, а все мои ученики требуют особого, индивидуального подхода. Это не просто красивые слова. Работать, и правда, приходится по-особенному – в щадящем голосовые связки режиме. Чтобы дети как можно бережнее и мягче прошли подростковую перестройку, когда может поменяться и даже сломаться всё: и голос, и мировоззрение. Это сегодня они мальчики а девочки, а завтра станут взрослыми, и петь им придётся уже по-взрослому – полным, ярким, красивым, объёмным звуком, способным вызвать у слушателей чувство сопричастности, слёзы, счастье, потрясение, восхищение. Без этого профессиональную карьеру не сделаешь. А многие дети «Надежды» хотят заниматься музыкой и дальше. Естественно, я очень горжусь успехами своих учеников, которые продолжают образование в ведущих музыкальных вузах Санкт-Петербурга и Москвы, и тех, кто уже нашёл свою дорогу в профессиональный мир академического пения.

– Первый международный успех у «Надежды» был в Бельгии – ещё в 96-м. А сколько всего вы уже собрали таких наград?

– Были выступления в Италии, Греции, Словении, Корее, Австрии, Германии, Латвии, в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре. «Надежда» всегда достойно представляла Новокузнецк на престижных конкурсах страны и мира. Но я не считаю награды, хотя их уже десятки. Успех – особое состояние души и ума, над которым надо постоянно работать. Этот труд – вот что главное. Я стараюсь донести до каждого своего ученика, что он, она, они – личности, и поэтому могут всё! Нужно уметь радоваться собственным успехам и достижениям других. Но ни в коем случае нельзя

останавливаться! Любая победа, даже самая шумная и блестящая, – всего лишь один маленький шажок. Надо двигаться вперёд, надо работать над собой. Я знаю точно: если верить в себя и в свои мечты и следовать своей путеводной звезде, всё равно можно проиграть тем, кто до седьмого пота трудился и учился, не надеясь на авось. Путь в музыку, к зрительским сердцам, ой, какой нелёгкий! Розами он не усыпан. Скорее уж – шипами. Да, букеты от поклонников тоже будут, но это потом. А ещё… слёзы, обиды, душевные раны, опустошение – всё время. Чтобы хоть чего-то добиться, необходимо каждый день совершенствовать своё мастерство. И не только. Выдержка и стрессоустойчивость для талантливого человека тоже суперважны. Я всегда вспоминаю историю про знаменитую приму, которой хватило одной ядовитой шпильки от другой примы, чтобы «завалить» концерт. С таким тоже надо уметь справляться и, не смотря на злые языки, а их в любой творческой среде немало, оставаться уверенным, что ты самый лучший.

– Победы в именитых конкурсах очень важны, если хочешь сделать пение своей профессией?

– По большому счёту, главное в таких выступлениях и наградах – это возможность самореализации, когда приобретается бесценный опыт участия в серьёзных музыкальных соревнованиях, когда таким образом появляется уверенность в собственных силах, в своём таланте. Конечно, это тоже важно, но, к сожалению, не каждый талантливый ребёнок может поехать на такой конкурс. Состязания для хоров международного уровня проходят раз в два года – мы в «Надежде» собираем собственные деньги, чтобы там выступать. Надо купить концертную одежду, обувь, билеты, оплатить оргвзносы и проживание. Удовольствие недешёвое! А конкурсы для вокалистов в России и за рубежом проводятся по пять–шесть раз в год. Если родители состоятельные, – дети будут ездить, выступать, получать заслуженные награды. Остальные – не менее талантливые! – увы, остаются невыездными. Но это не значит, что дорога в музыку для них закрыта. Те, кто верит в себя и свои мечты, кто следует путеводной звезде и, не надеясь на маму с папой и на авось, ежедневно до седьмого пота работает, учится и всё время движется вперёд, – обязательно добьётся успеха! Потому что станет лучшим. Именно это я и повторяю своим ученикам.

– А как вы сами шли к своей «Надежде»?

– Родилась я в маленьком шахтёрском городе Калтане. Там выросла, закончила школу. Хотя мои родители не имели творческих профессий, но всеми своими способностями – и к музыке, и к труду! – я обязана именно им. Оба прекрасно пели. Папа ещё был очень хорошим организатором, а мама к тому же дивно вышивала – все вокруг восхищались. По-настоящему одарённые люди! Они и меня, и двух моих братьев многому научили, и в нашей жизни это, разумеется, сильно пригодилось. Сама же я долго не могла определиться, что же мне больше всего нравится – рисовать, петь, выступать? В школе я и в драмкружок ходила, и в вокально-инструментальном ансамбле пела, занималась спортом и рисованием, и всё было интересно, по сердцу, по душе. Но всё-таки остановила свой выбор на музыке. Правда, в 71-м, когда я поступала, у нас было только одно музыкальное училище – в Прокопьевске. Вокального отделения там не имелось. Пошла на дирижёрско-хоровое. Ездила на учёбу на двух электричках – сначала до Новокузнецка, а уже потом до Прокопьевска, и также обратно! Учиться дальше – после выпуска – не получилось. Так сложились семейные обстоятельства. Закончила педакадемию… И с каждым днём я всё сильнее понимала, что сделала правильный выбор – это чувство ни с чем не сравнить, когда весь хор в твоих руках, когда каждый его голос в твоём собственном сердце! Так что с желанием создать свой хоровой коллектив я уже не расставалась – в 75-м начала работать, в 84-м во дворце имени Крупской у меня появилась собственная студия. В мои хоровые классы ходили дети из разных школ города, а когда они подросли, тогдашний директор дворца предложила мне… уйти – мол, хор получается уже молодёжным. Нас – в количестве 50 человек – принял тогда ДТС. Так мы с тех пор и не расстаёмся – ни я с «Надеждой», ни «Надежда» с Домом творческих союзов Новокузнецка.

– Хор – это ваш ребёнок, жизнь, смысл? А если всё начать сначала, что-нибудь хотелось бы поменять?

– Действительно, хор – это для меня всё, и в работе я растворяюсь полностью, днём и ночью. Всегда выкраиваю время для чтения профессиональной литературы – это нужно для того, чтобы

постоянно совершенствоваться. До 1984 года я ведь и шила на заказ, и вязала, преподавала в школе искусств, с большим увлечением занималась дизайном – в общем, самовыражалась во всём, к чему лежала душа, что мне ещё с детства нравилось. А как появилась «Надежда», жизнь так завертелась – не остановиться! «По ходу» родились дети… и внуки. Помню, дочка, когда была, маленькой, ревновала меня к моему хору, хотя и поддерживала во всём и сейчас по первому зову помогает. Сын – сам человек искусства, танцор международного класса – больше понимал, что мною движет. Семья – это вообще огромное моё богатство. Но, если честно, я сейчас жалею, что мало занималась собственными детьми. Так уж сложилось. Выбрала бы в своей жизни другой путь, другое направление – всё равно, в первую очередь, поставила бы на кон интерес. Просто для меня это самое важное – чтобы жить было интересно, чтобы каждый день оказывался наполненным, чтобы можно было максимально охватить этот удивительный мир. Может, занялась бы спортом или дизайном. Я ведь и рисую хорошо, и график из меня мог бы неплохой получиться…

– А получился очень хороший хормейстер! Ну а кроме «Надежды», чем ещё вам интересно жить – здесь и сейчас?

– Я к любой мелочи – даже бытовой – подхожу с вдохновением. Ведь даже консервировать огурцы и варить варенье можно творчески! Причём эти овощи и ягоды я сама выращиваю на нашей даче. Место там просто потрясающе красивое. Всем говорю, что за Уралом. Так деревенька называется – это в сторону Апанаса, на речке Верхние Кинерки. Мы эту дачу за окружающую красоту и взяли. Земля для меня вообще, как оказалось, очень важна. Она не только кормит – она даёт силы и опору. Там я чувствую, что нахожусь не в подвешенном состоянии, а твёрдо стою на ногах. Там я останавливаюсь, чтобы отдохнуть, восстановиться… и снова двигаться вперёд! А ещё я просто обожаю что-то переставлять и перешивать – люблю давать вещам вторую жизнь. С удовольствием делаю ремонт, навожу уют дома. И на даче, и в квартире меня всегда окружает много цветов – я их развожу и дарю. Ну и, конечно, здесь и сейчас мне нравится быть бабушкой.

Жизнь – это постоянное движение. В этом и есть её смысл. Чтобы каждый день учиться чему-то новому, чтобы делиться всем, чему научился, чтобы даже в мелочах добиваться совершенства, чтобы тебе самому было интересно в любую минуту! Конечно, эти слова кому-то покажутся слишком высокопарными, а кому-то – чересчур тривиальными, но Нина Константиновна Курихина, не фальшивя ни в одной ноте, действительно так чувствует и живёт… Не только для себя, не только для «Надежды» – она всё время участвует в организации очень хороших классических концертов в нашем городе. Чтобы в Новокузнецке – здесь и сейчас – не смолкло самое прекрасное, до чего «додумалось» человечество… Музыка! В это воскресенье – 19 марта в 15.00 – в большом зале библиотеки имени Гоголя, на Спартака, 11, состоится концерт давних друзей «Надежды» – абаканского

хора «Лира». Хор Курихиной, естественно, тоже будет петь… Обязательно приходите!

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

«Металлург» и «Кузнецкие Медведи» проведут благотворительный матч

Игра, которая состоится 24 марта на «Арене Кузнецких Металлургов» и начнётся в 13:00, буде…