Чиновников призывают изменить норму, запрещающую общественникам восстанавливать брошенные достопримечательности

Директор Института наследия Арсений Миронов обратился к замминистра культуры Николаю Малакову с просьбой исправить приказ, в соответствии с которым работы по сохранению культурных объектов могут производить только их собственники или пользователи. По оценке ученого, этот документ парализовал деятельность волонтеров и обрек на разрушение многие бесхозные шедевры деревянного зодчества. Ранее тревогу забили общественники и эксперты. В Минкульте, однако, не считают необходимым вносить изменения в приказ.

Речь идет о приказе № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия…», который Министерство культуры РФ выпустило в 2016 году. «Известия» уже писали об этой ситуации. Но если раньше в корректности документа сомневались отдельные представители общественности и экспертного сообщества, то теперь к ним присоединилось крупное государственное учреждение. Директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева направил письмо (есть в распоряжении «Известий») замминистра культуры с просьбой пересмотреть формулировку приказа.

«В России многие объекты культурного наследия фактически бесхозны, не имеют собственников и находятся в малонаселенных, труднодоступных и заброшенных местах. Особенно это характерно для памятников деревянного зодчества Русского Севера, среди которых есть подлинные шедевры. Так, «пользователя» не имеют самая высокая деревянная церковь в России — Вознесенский храм в Пияле, ансамбль Ошевенского погоста, храм Владимирской иконы Божьей Матери в Подпорожье и т.д. Этот список можно продолжать», — пишет Арсений Миронов.

Храмы находятся в аварийном или остроаварийном состоянии. При этом на протяжении последних лет ремонтные и консервационные работы таких объектов проводились не за госсчет, а на средства, собранные общественными организациями и благотворительными фондами. Ежегодные инвестиции общественности в такие работы, по оценке ученого, исчисляются десятками миллионов рублей. Приказ Минкультуры сделал невозможным участие волонтеров в спасении древних храмов.

«Президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости привлечения общественности к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а министр культуры Владимир Мединский — о необходимости привлечения к реставрации частных инвестиций. Вполне закономерен запрет на финансирование бесхозных объектов из бюджетных средств, но запрещать частные инвестиции в сохранение подобных объектов — эта мера не находит понимания ни в экспертном сообществе, ни в широких кругах волонтерского движения», — признается директор Института наследия.

Арсений Миронов считает, что из-за сложившейся ситуации «репутации Министерства культуры может быть нанесен существенный урон», а потому необходимо максимально быстро поправить приказ № 1278.

— Речь идет об уникальных, единичных объектах деревянного зодчества Русского Севера, аналогов которым в мире нет. Но и в целом Минкульт приказом № 1278 рубит на корню любые общественные инициативы по спасению культурного материального наследия, — отметил в разговоре с «Известиями» начальник отдела Института культур Михаил Гуров.

Специалист уточнил, что институт выступает не с критикой деятельности министерства, а только с просьбой пересмотреть формулировку приказа. Ученые верят, что составители документа просто не подумали о его последствиях.

Институт наследия предлагает разрешить волонтерам и энтузиастам по-прежнему помогать объектам, не имеющим законных владельцев и пользователей. Факт отсутствия хозяев можно удостоверить выпиской из ЕГРН.

Однако в Министерстве культуры продолжают считать, что приказ № 1278 верен. Уже после первой публикации «Известий» на эту тему, 16 марта, замдиректора департамента государственной охраны культурного наследия Павел Мосолов в ответе (есть в распоряжении «Известий») и.о. руководителя управления Минкультуры по Центральному федеральному округу Николаю Чернышеву отметил, что «необходимость внесения изменений в приказ отсутствует».

В письме Минкульта говорилось, что в Конституции РФ закреплено право на собственность, а статья 210 части I Гражданского кодекса РФ определяет, что именно собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Если объект находится в федеральной, региональной или муниципальной собственности, охранное обязательство по нему подлежит выполнению органами власти соответствующего уровня. Если же он бесхозный, органы власти должны поставить его на учет. Через год после этого управляющий имуществом имеет право обратиться в суд с требованием признать такой объект муниципальной, региональной собственностью и т.д.

Впрочем, в ответах министерства есть оговорка, что любой желающий помочь сохранению бесхозного наследия может стать его собственником. Такая постановка вопроса вызывает у волонтеров недоумение. Мало того что они тратят свои деньги на ремонт ветхих построек, им предлагается еще и купить объект, как будто он нужен только им, а не государству.

— Работать стало очень сложно. На балансах государственных органов не числится большинство бесхозных храмов. И я очень сомневаюсь, что бедные муниципалитеты возьмутся за это. Для них слишком велика ответственность, — отметила директор благотворительного фонда «Вереница» Маргарита Баева.

Представители благотворительного фонда «Общее дело» и член секции деревянной архитектуры научно-методического совета Минкультуры РФ Андрей Бодэ также называют опасной возникшую ситуацию с сохранением объектов культурного наследия, и в особенности деревянного зодчества.

http://izvestia.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Дорожная дружба: в России разработали соцсеть для водителей

В России разработали первую социальную сеть для водителей — ее ключевая особенность состои…