Завтра 12 мая в большом зале КемГУ на Циолковского, 23, выступит новокузнецкий оркестр русских народных инструментов, созданный 45 лет назад в музыкальной школе имени Магды Мацулевич. Это тот самый концерт, который равнодушное чиновничье «низззя» лишило обещанного зала в горадминистрации за неделю до объявленного выступления. Но концерт состоится! Не «назло», конечно, а просто потому, что музыку – и любовь к музыке – ну никак не получается «разрешить» или «не разрешить». Пример? Сама Магда Францевна. Утончённая, умная, сильная, упрямо живущая музыкой, эта поразительная женщина появилась в нашем городе, тогда ещё называвшемся Сталинском, в середине 54-го – через полгода после освобождения из Мариинского Сиблага. И создала здесь школу, которой Новокузнецк может – и должен – гордиться.

Необыкновенная пианистка, педагог от Бога, блестящий организатор, мыслитель и эстет, Магда Францевна Мацулевич прожила горькую и яркую, долгую, очень достойную жизнь. Шутка ли – 87 лет! И это несмотря на все испытания, что выпали ей в судьбу. Но богатых и сильных духом они делают только крепче… Ведь разве не так закаляют сталь?! Играть для людей для неё было настоящим счастьем дарения – прекрасного, возвышенного мира, которым она любила, которым жила сама. Свой последний концерт – на сцене нашего ДК Алюминщиков – Магда Францевна подарила Новокузнецку и новокузнечанам, когда ей было 85 лет.

Она родилась в самом конце XIX века – до грозового, пылающего времени, захватившего своими немыслимыми идеалами и трагедиями страну и людей, оставалось совсем чуть-чуть. Красавица-полячка, дворянка, гимназистка, музыкантша, любимица всех учителей Петербургской консерватории, учившаяся вместе с Прокофьевым и Шостаковичем, лично знавшая Рахманинова и Глазунова, в совершенстве владевшая польским, немецким, английским, французским языками и читавшая на них стихи, которые звучали изысканной волнующей музыкой, она окончила в 1917 году уже Петроградскую консерваторию.

Тогда молодые музыканты – и двадцатилетняя, искренне принявшая мечты революции пианистка – создавали концертные бригады, выступали перед экипажем крейсера «Аврора», моряками Балтийского флота и бойцами Красной Армии. Это, и правда, было очень заманчиво – музыка для всех! Она исполняла должность заведующей художественным подотделом губернского одела народного образования Новгорода. И десять лет работала руководителем музыкальных занятий в детских садах и детском доме имени Розы Люксембург в Ленинграде.

В 39-м любимый муж, бывший директором совхоза в Средневолжском крае, был арестован и осуждён «тройкой». Сразу же за этим последовал арест Магды Мацулевич – первый! От неё добивались признаться в шпионаже «в пользу одной из капиталистических стран, враждебных СССР», а, столкнувшись с удивительной стойкостью женщины, освободили её «за недоказанностью состава преступления». Переехала с матерью и больным сыном в Томск. Преподавала в музыкальном училище. Вела активную концертную жизнь, выступая соло, в ансамблях и как аккомпаниатор. Блестяще исполняла сочинения своего любимого Шопена, Бетховена, Шуберта, Скрябина, Рахманинова, Листа. В июне 1941 года «за добросовестную работу» была премирована путёвкой на курорт Чемал.

Когда почти все преподаватели и студенты старейшего в Сибири музыкального училища ушли на фронт, высокое областное начальство решило превратить его в простую музыкальную школу. Магда Францевна кинулась спасать музыку! И приказ о закрытии училища был отменён. А когда госпитали Томска заполнились инвалидами войны, потерявшими зрение, а с ним – возможность вернуться к привычному труду, Магда Францевна настояла, чтобы способных принимали в училище, чтобы они могли получить новую профессию и жизнь, наполненную прекрасной, возвышенной музыкой. И с такими учениками занимались по всем предметам и даже специальности прямо в госпитале.

В конце 45-го пианистку арестовали – за нежно хранимую ею тетрадку сына Рюрика со стихами «антисоветского содержания». Нашлись и свидетели, «обличившие» Магду Мацулевич своими показаниями. Её признали виновной в совершении преступления по статье 58-10 УК РСФСР и приговорили к лишению свободы на восемь лет с дальнейшим поражением в правах на три года. Наказание она отбывала в Сиблаге, находящемся в кузбасском Мариинске. Туда же попал и Рюрик, осуждённый к семи годам лагерей.

Только в лагере Магда Францевна продолжала заниматься музыкой, была концертмейстером театра и руководителем детского музыкального кружка, учила детишек лагерного начальства. А через полгода после освобождения – в 54-м – вместе с сыном стала жить в нашем городе, создала здесь чудную фортепьянную школу, подарила около трёх десятков лет своей активной, очень талантливой жизни 7-й «музыкалке», основанной в 57-м, а в 2000-м ставшей ДШИ №47.

Лето она любила проводить с сыном в Коктебеле, на купленной по случаю маленькой крымской даче, которая была почти такой же коктебельской достопримечательностью, как дом поэта Серебряного века Максимилиана Волошина. Много выступала – не только в своей школе и на городских сценах. Она всегда с большим воодушевлением устраивала чудесные домашние концерты, поражавшие всех присутствовавших удивительной свободой её музыки, отточенностью каждого штриха её исполнения. Говорила, улыбаясь: «В кончиках моих пальцев около двухсот произведений». Уникальный человек!

Умерла в 84-м – в больнице Феодосии. Похоронена на кладбище крымского посёлка Планерного. Сын Рюрик жил в Коктебеле ещё до 95-го, дожив до реабилитации, своей и мамы, которая была объявлена в 1989 году. А в 98-м – по ходатайству многочисленных учеников Магды Францевны – её школе было присвоено её имя.

Тогда, в 57-м, в музыкальной школе №7 было всего семь преподавателей и 60 учеников – в классах фортепиано, баяна, домры и балалайки. А располагалась она в небольшом одноэтажном доме. Сегодня в ДШИ №47 учится более 600 юных новокузнечан от 7 до 17 лет. К фортепиано, баяну, домре и балалайке прибавились аккордеон, скрипка, виолончель, флейта, саксофон, кларнет, гитара, сольное пение, занятия в хоровых классах, младшем и старшем, младший, старший и преподавательский оркестры народных инструментов. Это что касается музыкального направления. А есть ещё и изобразительное – рисунок, живопись, композиция, прикладное искусство, скульптура. Число преподавателей тоже выросло в разы – до 70 человек. Здесь Магду Францевну по-прежнему помнят и любят. И здесь преподают её выпускники – Галина Хармац, Анна Смялко, Ольга Червякова.

Оркестр русских народных инструментов, в котором играют педагоги школы, был создан в 1972 году. Больше 20 лет его возглавлял один из первых учителей 7-й «музыкалки», коллега Магды Францевны – Евгений Иванович Ляпин. Сейчас оркестром руководит Александр Михайлин… В завтрашнем концерте, который состоится в большом зале КемГУ на Циолковского, 23, будут звучать широко известные произведения, давно ставшие настоящими жемчужинами народного и городского фольклора, русская народная музыка в обработке талантливейших композиторов, песни из популярнейших советских кинофильмов… Обязательно приходите – послушать!

Полина Тихомирова

NK-TV.COM

Фото: http://www.dshi47.ru/

 

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Снизятся ли цены на квартиры из-за строительства нового жилья в Новокузнецке

В Новокузнецке в ближайшие несколько лет планируется активное строительство новы…