Жители Костёнково, Берёзово, Рассвет, Апанас, Ананьино, Таловая, входящие в образованное в 2013 году Загорское сельское поселение, продолжают борьбу с угольными разрезами. Можно только посочувствовать – жизнь этих людей становится всё больше похожа на существование в каком-то постапокалиптическом гетто. На небольшой территории сошлись вместе сразу несколько разрезов – Сибэнергоуголь, Энергоуголь, Бунгуский северный и южный, Берёзовский южный и восточный.

А ведь рядом с Костёнково и сегодня отдыхают и оздоравливаются (?!) наши дети – в пионерлагере «Космонавт», переименованном в «Сибирскую сказку», который в середине 80-х был построен тогдашним директором КМК, героем социалистического труда Кузнецовым. А ещё недалеко от этого села, самого крупного из «непокорных» населённых пунктов Загорского поселения, находятся Костёнковские скалы – памятник природы регионального значения.

Это живописный «кусочек» Салаирского кряжа в узком каньоне русла реки Чумыш знаменит разнообразием редких видов флоры и фауны. Здесь обитает «аполлон обыкновенный» – крупная бабочка, занесённая в Красные книги России и Кемеровской области. А исторические сведения о селе Берёзово – того же Загорского поселения – известны с середины XIX века.

А теперь там будут сплошь угольные карьеры, отвалы и очистные отстойники! Разве что бабочку не тронут – на территории природных памятников, по закону, гадить нельзя. А вот сёлам и сельчанам – в отличии от «аполлона обыкновенного» явно не повезло. Никому они не нужны. Никто их не защищает. Увы, в лучшем случае жители смогут разве что чуть-чуть подвинуть санитарно-защитную зону. Например, не в километр от своих домов, как это вообще-то разрешено в нормах и правилах, едино действующих для всех угольных разрезов страны, а примерно на сотню метров подальше – как этого сумели добиться жители Берёзово.

Людей, конечно же, жаль. Ещё больше – экологию родного Новокузнецка и всей Новокузнецкой агломерации с её далеко за миллионным населением. Существует такой показатель: чтобы добыть один миллион тонн угля, необходимо разрушить 30 га сельских угодий и леса, которые погребает под собой изымаемая из разрезов порода. Картинка получается прямо постапокалиптическая: здесь птицы не поют, деревья не растут. Одни «хребты» отвалов, чередующиеся с зияющими в земле огромными угольными ямами-ранами, уже сегодня занимающие десятки квадратных километров, да пылящие «горы» с провалами шахт и жуткими «водоёмами» на месте отработавших своё и затопленных карьеров.

Уже действующие на территории Новокузнецкого района разреза способны в считанные годы добить окружающую нас красоту, от которой и так немного осталось – если сравнивать с тем, что было даже 30-40 лет назад. А есть сведения, что к нашему городу всерьёз подбираются угольные компании из Томска и Новосибирска. Правильно – зачем же гадить там, где живёшь. Такого и животные не делают. Странно другое – не так давно губернатор Кемеровской области выступил против добычи угля в Туве и Якутии. Это буквально как «дави бобров – спасай деревья». Превратим юг Кузбасса в сплошные карьеры – зато тувинцам с якутами не достанется ни рубля нашей прибыли.

Ой, нашей ли?! Те же 30-40 лет назад шахтёры за свой тяжёлый и опасный труд получали столько, что хватало не то что на хлеб с маслом – на чёрную икру трёхлитровыми банками. Они покупали кооперативные квартиры – пока все остальные стояли в нескончаемых очередях на жильё. Возили семьи «на юга». Наряжали жён и дочерей в шубы и бриллианты. А сыновьям дарили мотоциклы и машины.

Да, средняя зарплата на местных угольных предприятиях сегодня составляет 50 и более тысяч рублей. Но, во-первых, даже приличной шубы – не то что квартиры – на эти деньги не купишь. А во-вторых, данная цифра – это всего лишь «средняя температура по больнице», когда «топы» получают несколько сотен тысяч, а некоторые работяги соглашаются рисковать здоровьем за десятку в месяц.

Только с начала нынешнего года в Кузбассе уже добыто 227,4 миллиона тонн угля. В пересчёте на наши леса и поля выходит 6 822 га загубленной природы. А что мы получили взамен? Может, городскую филармонию или новый дворец спорта? Вообще хоть что-то из объектов соцкультбыта? Вообще хотя бы что-то? У области нет денег – и дела – до города. У города нет денег ни на что. И что бы кардинально изменилось, если б какую-то часть добытого поблизости от Новокузнецка угля добывали в районе Тувы? Нет, не для тех, кто «пилит угольное бабло», а для нашего города и нас, горожан, с нашей опять же «больнично-среднетемпературной» ЗП в официально объявленные 29 тысяч?!

Аж мороз по коже – такое ощущение, что Новокузнецк и новокузнечан просто приносят в жертву «золотому тельцу», чтобы его верные адепты продолжали жить припеваючи, как они давно привыкли. Нам такое и не снилось – на реальные 10-15 и даже на «мифические» 29 тысяч в месяц. Даже эту сумму ни на что «не натянуть». И что бы жители Новокузнецка и Новокузнецкой агломерации не чувствовали – злость, обиду, бессилие, – это вряд ли изменит ситуацию. Удивительно, но факт: несмотря на нескончаемо-кризисное «денег нет, но вы держитесь» и на то, что цены на уголь в мире снижаются, а многие мировые производители сокращают добычу, у нас в Кузбассе она продолжает расти.

Более того: последние 15 лет, похоже, стали для угольной отрасли лучшим периодом за всю 120-летнюю истории добычи угля в Кузнецком бассейне – просто настоящим «золотым веком». Компании только увеличивают объёмы добычи и активно осваивают новые угольные участки. Причём можно говорить уже как о тенденции – о перемещении центров добычи из старых районов, основанных ещё в первые десятилетия существования кузбасского углепрома. Из маленьких шахтёрских городов и посёлков, расположенных по центральному промышленному «коридору» Юрга-Таштагол, они передвинулись в Междуреченск и Междуреченский район, в Прокопьевский и Новокузнецкий районы.

А теперь идут прямо к нам, подбираясь всё ближе и ближе к старейшему и крупнейшему кузбасскому городу – Новокузнецку. Причём упор делается именно на добычу угля открытым способом, то есть работу угольных разрезов. В целом до 2025 года в нашем регионе было запланировано ввести в эксплуатацию семь таких предприятий. В последнее время данный способ добычи угля выбирают всё больше угледобывающих компаний. Да, он более безопасен для людей, занимающихся «выемкой» уголька. Да, по статистике, на угольных разрезах случается намного меньше производственных травм, чем на шахтах, и не должно происходить страшных аварий, уносящих десятки и сотни жизней. Но главное – открытый способ позволяет проводить работы одновременно на больших территориях.

И значит – угольные разрезы более «добычливые». А ещё они чисто экономически выгодны собственникам – не нужно тратиться на обустройство и оборудование шахт. Вырыл яму – и копай себе спокойно. В настоящее время у нас в регионе находится более

ста угольных предприятий – это около полусотни шахт и десятки угольных разрезов. Пока удельный вес открытой добычи угля составляет порядка 30%. Но есть все основания полагать, что этот процент будет неуклонно расти.

А как же иначе – если на кону непредставимо-огромное «бабло»?! Ведь общие угольные запасы Кузбасса оцениваются более чем в 700 миллиардов тонн, что составляет около 70% всего угля России. По официальным данным, объём кузбасской угледобычи занимает седьмое место в мире в рейтинге стран. И вот так всё бросить и уйти без угля и «бабла», потому что, видите ли, костёнковские огородники мечтают любоваться природой, а не карьерами, отвалами и отстойниками? Ага.

Подумаешь, почти вся наша земля уже подверглась повсеместным антропогенным трансформациям, которые нанесли необратимый урон уникальным природным ландшафтам и недрам. А в районах интенсивной подземной и открытой угледобычи – это территория Прокопьевского и Киселёвского районов и окрестностей Междуреченска – они наиболее изменены. По оценкам экспертов, площадь нарушенных земель в Кемеровской области составляет не менее 100 тысяч га. По данному показателю мы в 10 раз опережаем всю страну!

Ни для кого не секрет, что именно открытая угольная добыча и угольные разрезы наносят природе ощутимый и видимый ущерб. Только не верьте, что собственники предприятий выбирают её исключительно из благих целей искренней заботы о безопасности своих работников. Просто этот способ самый «дешёвый и сердитый» – вот и всё. Ещё два года назад – впервые в России – на шахте «Полысаевская» была введена в эксплуатацию новая лава, оборудованная под безлюдную выемку угля. При такой подземной добыче управление забойным оборудованием осуществляется оператором из соседнего штрека, благодаря использованию многочисленных датчиков, установленных на комбайне, а также специальных видеокамер, работающих в инфракрасном диапазоне. Ежемесячная нагрузка на забой составляет 300 тысяч тонн угля – это при отсутствии людей в потенциально травмоопасных зонах.

В мире подобная технология применялась только на одной шахте в Австралии. Кажется, чего уж лучше – такая безопасная шахтовая работа. Вот только опыт, полученный на «Полысаевской», никто до сих пор не кинулся перехватывать. Безлюдная выемка угля изначально чересчур дорога – для собственников. Дешевле «забабахать» рядом с Новокузнецком очередной угольный разрез – со всеми его губительными прелестями. А жители Загорского поселения, к слову, были не первыми, кто решительно настроился хоть как-то защитить свои земли. Почти год назад их товарищи по несчастью из Сосновки даже пытались «запретить» открытую добычу угля, производимую поблизости от своего села.

Они предлагали наделить территорию между Сосновкой, Куртуково, Кульчан, Федоровкой, Ключами, Таргаем, Нижними Кинерками, Малиновкой, Юрьевкой, Московков, Гавриловкой и Учулом, расположенными в Новокузнецком районе, статусом особо охраняемой природной территории. Наивные. Ну что поделаешь, если нам повезло родиться «обладателями» несметных угольных богатств – похоже, будем жить на отвалах и отстойниках и, смахивая угольную крошку с ресниц, гордиться своим «миллионерством».

Иван Железняк

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

24 комментария

  1. hgc

    16.06.2017 09:09 в 09:09

    Статья «в стол».. опять! Кто откликнуться должен?

    Ответить

    • Читатель33196

      16.06.2017 17:45 в 17:45

      откликнуться должны люди, в новокузнецке и близлежащих деревнях, потому что больше мы никому не нужны. нужно подниматься и защищать эти места или валить отсюдова

  2. Читатель218186

    16.06.2017 09:55 в 09:55

    Кажется два года назад ходили слухи о том, что не будет Новокузнецка, а будет промзона, видимо, всё к тому и идёт ( пришло)?

    Ответить

    • Егор

      17.06.2017 08:39 в 08:39

      Все к этому идет. пока не дошло. Народ понимает, уезжает. Я тоже планирую!

  3. Егор

    17.06.2017 08:37 в 08:37

    Валить нужно отсюда!!!

    Ответить

    • любопытный

      17.06.2017 08:48 в 08:48

      Люди везде живут…все остальное нет.

  4. Егор

    17.06.2017 08:38 в 08:38

    Общество просто истребляют!

    Ответить

  5. Анастасия

    17.06.2017 08:41 в 08:41

    Все делается для того, чтобы честным людям, всему обществу отравлять жизнь! Сил нет от этого безобразия, темы поднимаются постоянно, а толку от этих тем? Все бесполезно.

    Ответить

    • Егор

      17.06.2017 08:42 в 08:42

      РАЗРЕЗ -ЗЛО!

    • Анастасия

      17.06.2017 08:43 в 08:43

      Уголь-зло!

    • Егор

      17.06.2017 08:47 в 08:47

      А для больших дядек, уголь — это золото.

  6. любопытный

    17.06.2017 08:46 в 08:46

    Что останется от Новокузнецка и области в целом в скором времени?

    Ответить

    • Анастасия

      17.06.2017 08:47 в 08:47

      Город уйдет под землю!

    • Анастасия

      17.06.2017 08:50 в 08:50

      Видно мы вместе с городом.

  7. пп

    17.06.2017 08:52 в 08:52

    Строили раньше шахты, жили спокойно. Тулеев падла, все изнахратил, во что Кузабесс превратил?

    Ответить

    • Егор

      17.06.2017 08:54 в 08:54

      Вы что, какие шахты? Шахты это опасно, а разрезы самое то! Это Тулеев говорит.

  8. Анастасия

    17.06.2017 08:55 в 08:55

    А как вам нравится лапша на уши, про новые рабочие места на этих разрезах?

    Ответить

    • Егор

      17.06.2017 08:56 в 08:56

      Стара как мир. Я не понимаю, неужели существуют люди, для которых этот показатель имеет значение именно в этом ключе? Даже смешно.

    • пп

      17.06.2017 09:01 в 09:01

      Рабочие места это неплохой аргумент, я тоже ЗА. Только не надо бы природе вред приносить насколько это можно.

  9. Читатель14342

    17.06.2017 08:59 в 08:59

    Валите из КУЗНИ!

    Ответить

  10. Егор

    17.06.2017 09:04 в 09:04

    Всем рулят бабки(

    Ответить

  11. пп

    17.06.2017 09:06 в 09:06

    мы же никто, так БЫДЛО, так что жили в дерьме так и будем, жить.

    Ответить

    • Егор

      17.06.2017 09:07 в 09:07

      Мы все бараны… так с нами и обращаются.

  12. ъъ

    21.06.2017 14:28 в 14:28

    400 000 руб чистого дохода с одного 4-х осного углевоза в месяц для собственника. Неужели им интересны чьи то интересы. Когда лопнет терпение людей, спаиваемых пивными и одурманенные финскими палками ? То ли еще будет, если народ не поднимется за своим интересы. 1 сборочный автомобильный завод закрыл бы всю потребность в рабочих местах на юге области, но он никому не нужен, он низкодоходный по сравнению с копанием денег…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

«Металлург» и «Кузнецкие Медведи» проведут благотворительный матч

Игра, которая состоится 24 марта на «Арене Кузнецких Металлургов» и начнётся в 13:00, буде…