Ровно 80 лет назад – в июле 1937 года – в нашем городе появилась необычная достопримечательность, бывшая долгое время любимой у всех детей и взрослых тогдашнего Новокузнецка. Конечно же, речь идёт о «фонтане с лягушками» – как его стали называть все сталинчане. Украшенный лепными гипсовыми квакушками, а также скульптурной композицией славных бурильщиков, этот фонтан заработал в популярнейшем месте отдыха горожан – в Саду металлургов.

Диковинный проект был выполнен известным в то время скульптором – кузнецкстроевцем Андреем Гавриловичем Гамулиным. Но ещё весной 36-го перед южным фасадом строящегося Дворца культуры кузнецких металлургов силами самих кузнецкстроевцев, оставшихся жить и работать в Городе-Саде, был разбит большой Сад металлургов. Чего здесь только не было, непредставимо шикарного по тем временам: и летний театр, и музыкальная эстрада, и площадка для рабочих танцев!

Только в действительности этот Сад был заложен ещё в 30-м – теми самыми рабочими «из-под телег» знаменитой поэмы Маяковского о людях Кузнецкстроя. Представляете! Они строили металлургический гигант – и одновременно возводили объекты культуры и социального быта своего, разумеется, светлого будущего. Тогда, во времена ударных и действительно добровольных коммунистических субботников, рядом с запроектированным первым звуковым кинотеатром был засыпан небольшой кусочек болота. Он-то меньше чем через две пятилетки и стал нашим Садом Металлургов.

Правда, по-настоящему строить и благоустраивать его начали только через четыре года – когда в первом звуковом кинотеатре Города-Сада уже вовсю крутили фильмы. Парк имени Гагарина появился и вовсе на три десятка лет позже. И только в 70-м открылся городской планетарий, который сначала находился в Абашево, где был построен ещё за год до легендарного гагаринского полёта.

Конечно же, «Коммунар», открывшийся в 33-м, был небывалым чудом, которым гордились все кузнецкстроевцы. Ещё бы! Настоящий звуковой кинотеатр – таких по всей стране были лишь единицы. Тогда здесь не продавали шуб, а действительно крутили кино (со звуком!), а перед вечерними сеансами устраивали рабочие танцы и даже продавали мороженое, которое расхватывали в считанные минуты длиннющие очереди строителей коммунизма.

Проект «Коммунара» принадлежал архитектору с мировым именем – немцу Генриху Козелю, который предпочитал вполне социалистический конструктивизм. Так что изначально этот кинотеатр выглядел абсолютно в духе времени – конструктивно очень просто и функционально. Но вот цвет, в который его окрасили, был красным, как кровь бойцов, отдавших свою жизнь за Великую Октябрьскую революцию и молодую Страну Советов!

Первый городской кинотеатр даже внешне был тогда совсем другим – не таким весёленьким и нарядным, каким он, удручающе разваливающийся, стал после реконструкции 2014 года, когда к областному празднованию Дня Шахтёра в Новокузнецке срочно навели марафет на всё, что портило общую картинку.

Но зал, рассчитанный на невиданные в 30-х годах 1200 мест, никогда не пустовал. Хотя сидящим по краям кузнецкстроевцам было не очень видно – экран-то был не широкоформатный. Плюс всех зрителей изрядно донимали тучи комаров, мошкары и гнуса – ведь за кинотеатром, где ещё не успели разбить Сад Металлургов, топко чавкало Моховое болото… Но танцы! Мороженое! Лимонад! А главное – звуковое кино!

А уже в июне 37-го главная газета города «Большевистская сталь» по-коммунистически рапортовала, что коммунальное управление приступило к кладке постаментов и в ближайшие дни установит в Саду металлургов «скульптуры физкультурниц и другие». Среди «других» был бюст товарища Кирова, который, правда, с изрядной дыркой в голове, благополучно простоял за ДК КМК аж до реконструкции 1998 года.

Главный вход в райский Сад, который шёл со стороны тогдашнего проспекта Молотова, ставшего нынешним Металлургов, был украшен в 38-м двумя скульптурами сталеваров – это был последний «штришок» закончившегося возведения самого популярного городского сада. Идея создания этой скульптурной группы принадлежит немецкому архитектору Герхарду Козелю, а её воплощение – скульптору Виллю Ламмерту. Увы, местные сталевары «не прожили» так долго, как стойкий Киров. Но их копии – уже под дорическими портиками – появились на этом же месте в том же 98-м.

Долгое время «неглавный вход» к летнему театру, эстраде, танцплощадке и, конечно же, «фонтану с лягушками» вёл прямо из просторного вестибюля уже достроенного Дворца – через узкую террасу со ступеньками в Сад металлургов. Туда же спускались ещё две лестницы – с находившегося на втором этаже дворцового балкона-галереи. Они были демонтированы в 50-х годах. Да и наш знаменитый, наивный фонтан с лягушками и рабочими, нынешние юные новокузнечане, увы, никогда и не видели. Но как только становится тепло, сегодняшние мальчишки превесело «рыбачат» здесь магнитом.

Интересно, что они хотят поймать? Может, время?! Но оно тем и известно, что всегда выскальзывает из пальцев. А ведь я ещё помню здешних гипсовых лягушек! Для кого-то – уродство, для кого-то – рабоче-крестьянский «ампир». А для меня – детство, кусочек прозрачно дрожащей радуги над рассыпающимся блюдцем воды.

И не сосчитать, сколько раз я тут бежала девчонкой – мимо кружевной «чугунинки», ограждающей парк, к широко распахнувшей солнечные ладони Театральной площади. Но к концу 90-х старого доброго «фонтана с лягушками» не стало. А когда делали новый – скучный, лубковый – бедные лягушки долго валялись на помойке. Над одной из них сжалились местные жители – утащили на свою дачу. Сидит теперь эта печальная 80-летняя квакушка на чьих-то грядках, вспоминает счастливый смех всех детей Города-Сада.

Инга Видалова

NK-TV.COOM

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …