Казалось бы, поднявшая с весны волна обсуждения на тему: «Почему первым этажам стали начислять плату за лифт» должна была к осени утихнуть: все-таки и «Кузнецкий рабочий», и другие СМИ посвятили этой теме достаточно много печатной площади и эфирного времени. Однако вопросы у жителей остаются. Возможно, многие жители многоэтажного жилья обнаружили новую строчку в квитанции, когда вернулись домой после дачного сезона. Тем не менее мы снова стали получать письма с вопросами от жителей квартир, расположенных на первом этаже.

Мы проживаем по адресу: проспект Запсибовцев, дом № 6. Обращаемся в вашу газету с просьбой: объясните, почему мы живем на первом этаже, но должны платить за лифт по 4,46 за квдратный метр. Что за причина? Прошу объяснить такой вопрос. Почему я должна платить за лифт? Я живу на первом этаже и лифтом не пользуюсь. Оплата составила 180 рублей в месяц, то есть 4,46 рубля за квадратный метр.
Э.Г. Воробьева.

К сожалению, многие жители не видят разницы между платой за содержание лифта и его техническое обслуживание и пользованием лифтом. Если бы эти две услуги были разделены нашим законодательством, то жителям первого и второго этажей пришлось бы оплачивать только содержание лифта как общедомого имущества, принадлежащего всем собственникам помещений в многоквартирном доме пропорционально площади их квартир и нежилых помещений. Зато жильцы, живущие выше второго этажа, платили бы за обе услуги. Но законом услуги не разделены, и платить приходится всем.

Прежде жители первого и второго этажей были освобождены от этой обязанности: в 2008 году депутаты, приняв тариф на содержание лифта с учетом бюджетной компенсации, предусмотрели этот момент, и плата за лифт нижним этажам не начислялась. А в этом году руководитель Государственной жилищной инспекции Кемеровской области Ирина Гайденко распорядилась привести начисления в соответствие с действующим законодательством.

Статья 36 Жилищного кодекса РФ гласит: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы)…». А статья 39 говорит: «Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме». Исключений для кого-либо кодекс не предусмотрел. Больше того, если следовать логике закона, то за лифт должны платить и собственники нежилых помещений, расположенных в доме: офисов, салонов красоты, магазинов и так далее. Хотя ни владельцы этих помещений, ни посетители лифтом не пользуются.

В этом случае можно сравнить лифт с крышей. Она тоже является частью общего имущества в доме. Но я, к примеру, живу на 4-м этаже 12-этажного дома, и мне протекающая крыша совершенно не мешает. Казалось бы, если она начнет пропускать воду, то это будет проблема жителей верхнего, 12 этажа, разве не так? Нет. Мне, частично владеющей этой крышей, тоже приходится платить за ее содержание, даже если я ей и не пользуюсь.

Видимо, вопрос оплаты содержания и технического обслуживания лифтов жителями нижних этажей МКД беспокоит собственниов жилья многих городов. И кто-то обратился с исками в суд. 27 июня 2017 года вышло Постановление Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности». В нем, в частности, говорится: «Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества».

Тогда же, в июне, было подписано Постановление Правительства РФ № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

Некоторые нормы постановления смутили собственников жилья, ознакомившихся с текстом документа. Например, в нем сказано, что владелец объекта (то есть лифта) в многоквартирном доме — «лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации», а в случае непосредственного управления или если способ управления МКД не выбран — специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома в отношении объекта. Получается, что лифт в нашем доме принадлежит управляющей компании, а постановление противоречит Жилищному кодексу?

Попытаемся разобраться. Оказывается, понятия «собственник» и «владелец», служащие синонимами для нас, обывателей, в юридической теории и практике имеют существенные различия. Собственник владеет, пользуется и распоряжается имуществом, которое может находиться в единоличной или совместной собственности, на основании документа, подтверждающего данное право. А владелец фактически обладает вещью, но необязательно имеет на неё право собственности. В нашем случае управляющая компания владеет лифтом, потому что собственники поручили ее заниматься управленим домом, общедомовым имуществом и лифтом в том числе. Но распорядиться им как собственник УК не имеет права. Одна компания уйдет, в дом придет другая — и станет новым владельцем лифта по договору с жильцами.

Новое постановление предписывает управляющей компании как владельцу лифта организовать его безопасное использование и содержание и даже иметь в своем штате достаточно квалифицированных работников для эксплуатации лифта. А при вводе его в эксплутацию обязан предоставить в уполномоченный орган (то есть Ростехнадзор) сопроводительную документацию, подтверждающую его безопасность и соответствие всем техническим требованиям: декларации, сертификаты, страховые полисы…

Вряд ли в каждой из новокузнецких управляющих компаний есть бригады высококвалифицированных сотрудников, которые бы постоянно занимались только обслуживанием лифтов — особенно если учесть, что количество УК давно измеряется сотнями! Конечно, есть исключения из правил: одна из компаний попыталась вывести на рынок свою лифтовую организацию, но мы знаем, чем дело закончилось. По сути городское лифтовое хозяйство поделено между двумя крупными лифтовыми компаниями (есть и третья, но ее сфера деятельности незначительна), и пробиться на этот рынок, чего уж скрывать, отодвинув в сторону двух «монстров» — задача практически невыполнимая. Новая компания даже выиграла суд, когда власти поставили под сомнение ее профессионализм, но переломить ситуацию не смогла. По крайней мере, пока.
Поэтому «управляшки» заключают договоры со специализированными лифтовыми фирмами: «Владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу и обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также по ремонту объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией» (Постановление Правительства № 743). И тогда уже на специализированную организацию ложится бремя подбора квалифицированного персонала, аварийное и плановое обслуживание лифтов и так далее.

«Мы работали по этой схеме и раньше, - рассказал генеральный директор одной из лифтовых компания Вадим Дябденков. — То есть сейчас у нас будут те же взаимоотношения с управляющими компаниями, что и прежде, но уже узаконенные. И раньше у владельца лифта была стопроцентная ответственность за безопасность, но в какой степени он делегирует полномочия специализированной организации? Этот документ все определил, и «белых пятен» стало меньше. Хотя принципиально в нашей работе мало что изменится, но такое постановление было необходимо. Оно подтвердило наши договоренности с управляющими компаниями».

Так что собственникам не стоит беспокоиться, что лифт теперь будет в руках «владельцев»: подъемный механизм по-прежнему является общедомовым имуществом. Но постановление прописывает обязанности управляющей компании - например, уведомлять Ростехнадзор о лифтах, введенных в эксплуатацию до 30 августа 2017 года (с этого дня действует Постановление № 743). За нарушения этого требования предусмотрена административная ответственность. И новая УК обязательно должна извещать это ведомство о том, что у лифта сменился владелец, в случае, если жильцы выбрали новую компанию. Думается, лишним контроль точно не будет: все-таки лифт - это сложный механизм, и от его состояния зависит безопасность людей.

«Кузнецкий рабочий»

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …