После великолепной выставки художников Иркутска в рамках проекта «Сибирь. Регионы» в Доме творческих союзов казалось, что ничто уже не может удивить. Однако, век живи — век держи глаза открытыми: выставка художников Бурятии и Забайкалья, я уверен, потрясет вас не меньше, а , может, если смотреть на нее с точки зрения экзотики, даже и больше ( Бурятия, как вы , конечно , знаете, восприняла тибетский буддизм в варианте Махаяны, а вместе с ним — традиции буддийской живописи, культуры).
Но это только часть выставки , далеко ее не исчерпывающая — так она разнообразна.
Открывается экспозиция картиной заслуженного деятеля искусства Забайкальского края Николая Орлова «Май озеро. Хубсугул»- мощным пейзажем с ледяной коростой льда, уже отплавившегося от берега, и уходящего в мутную весеннюю перпективу озера с синими горами на горизонте. Озера — естественно, Байкала, от которого и начинается земля «за». Это для нас. Для них, живущих «За», отсчет обратный.
На другой стороне выставочного стенда — две изумительные в своей живописности озерные картинки Вячеслава Скроминского «На малом море» и «Кораблик». Но мы делем дальше — в широченные просторы, где уклад жизни, как и пейзаж, уже другой.
В этом смысле характерна картинка «Сага» Намжилмы Элдынеевой. Картинка , на мой взгляд, не бог весть — почти лубочное изображение женщины с ребенком за спиной на коне. Под ногами лошади собака, за ней — дальние пастбища с юртами на фоне невысоких гор. Стоит , однако, учесть , что лубочность здесь вовсе не в традиционном «русском » формате — она имеет корни, скорее, в упомянутой буддийской, даже в некоей китайской традиции этакого «соцреализма» ( после войны в Корее наш родственник привез шикарную картинку с девушками в розовом, танцующих на дне озера).
Но само название — «Сага» — предполагает условное переосмысление материала ( нашим называющим себя «наивистами» следует это учесть).
Разумеется, огромное впечатление производят триптих Аллы Цыбиковой, тканый из конского волоса, аппликации с шелком и парчей Эржены Буиновой «Сарасвати» , «Будда медицины — Отошо», «Будда» и » Зеленая Тара», нежный минималистический рисунок Саяна Шухортуева «Хун Хур», рисунок ( очень традиционный для тибетского буддизма ) Анатолия Цыденова «Буха — Нойон» с быком, несущем на рогах младенца…
Нойон — господин, князь, военачальник. Что за нойон Буха? Так хочется узнать, что стоит за картиной… Увы, мы слишком мало осведомлены о культуре древнего народа, живущего рядом с нами. А как выразителен » Старик» Бальжинима Доржиева!!!
Или взять изумительную по выразительности скульптуру «Эхирит, Булагат, Пестрый Налим» Зандана Дугарова из бронзы, с камнем и самоцветами . Очевидно, за ней тоже стоит некий миф, предание , легенда, которые хочется разгадать. Эти загадки и в других работах бурятских художников — очень хороши фигурки из бронзы и дерева — традиционные и сделанные в неоархаике.
Впрочем, есть работы вполне привычные — Людмила Шаликова, Андрей Пащенко, Александр Батуров, Наталья Корнет и другие показывают просто классические образцы высокого реализма. Словом, выставка — просто подарок на Новый год.
Андрей Краевский
NK-TV.COM