В начале прошлого века тишь да гладь в уездном Кузнецке царили почище, чем в иных городах и весях огромного сибирского захолустья. Три церкви, две часовни, уездное и два приходских училища, один воскобелильный, два мыловаренных, четыре кирпичных завода и, разумеется, богадельня – вот и вся жизнь, да и то только на правом берегу Томи. А на левом – две деревни далеко от реки.

Но в январе 1902 года в Кузнецке начал работать казённый винный склад №8, который обеспечивал спиртным весь Кузнецкий уезд. Всего за год он «вливал» в местный алкогольный рынок до 100 тысяч ведер горячительного. Тогда это было самое серьёзное производство в городе. А спирт для него везли аж из губерний центральной России и даже из Литвы с Польшей, входивших в состав Российской империи.

Это продолжалось до 1914 года, когда в связи с началом Первой мировой войны правительство объявило «трезвую мобилизацию». И вплоть до 1918-го действовал запрет на производство и продажу спиртных напитков. Однако введённый в России сухой закон дал неожиданный эффект — ещё в 14-м пьянство в народе достигло невиданных ранее масштабов плюс по всей стране прокатилась волна погромов винных складов и магазинов.

Летом 1914 года Кузнецкий винный склад тоже был разорён погромщиками, которые «прихватизировали» около пяти тысяч вёдер водки. Местные полиция и воинская команда оказались бессильны — пришлось вызывать войска из Томска. После этого пренеприятнейшего происшествия работа винного склада была остановлена на три года, а все его недоразпогромленные запасы продали жителям города.

Снятие «санкций» с кузнецкого спиртного совпало с революцией 1917 года, когда все производства страны были национализированы властью рабочих и крестьян. Так винный склад в Кузнецке стал народным и перешёл в подчинение «Главспирта» при наркомате пищевой промышленности СССР. Но молодая Советская республика не спешила использовать «наследие царизма» по прямому назначению — в 20-х годах в здании бывшего казённого склада№8 вообще находилась больница.

Интересно, что когда в 1921 году братья Вениамин и Владимир Попугаевы провели в Кузнецке электричество, то одним из первых оно появилось именно в этой больнице, где при царском режиме производили водку для спаивания трудового народа. Правда, уже в 27-м новая власть всё-таки открыла старое доброе производство спиртного — уже советский и народный Кузнецкий спиртоводочный завод №142.

В то время здесь выпускали «обыкновенное вино» крепостью 40 градусов (пшеничную водку), «столовое вино» крепостью 38 градусов (дамскую водку), «вино высшей очистки» в 43 градуса и денатурат. А в 1938 году на заводе появился первый конвейер – настоящее техническое «ноу-хау» 30-х годов прошлого века, изобретённое автомобильным магнатом с «загнивающего Запада» Генри Фордом.

Успели смонтировать четыре конвейера, на которых разливали водку, и ленточный транспортёр, с которого её отгружали для путешествия в торговые точки. Начали сооружать специальную машину для наклейки этикеток, но, увы, помешала Вторая Мировая. Так всю войну и клеили вручную!

В 1940 году открылся ликёрный цех, и культура пития горожан обогатилась такими настойками, как «Английская горькая», «Анисовая», «Джин голландский», «Ерофеич», «Зубровая». Водку и ликёр развозили на 25 лошадях и шести лодках, являвшихся заводской собственностью. А ещё Кузнецкий спиртоводочный владел просто роскошным по тем временам «автопарком» — двумя ГАЗами грузоподъёмностью 1,5 тонны и тремя ЗИСами-5 в 3 тонны. Хотя использовали их только в исключительных случаях.

Во время войны отдельных цехов на заводе не было, конвейеров тоже, а линия розлива представляла собой длинный стол, на котором вручную разливали один вид водки. Но ближе к началу 50-х жизнь наладилась — в подвалах бывшего казённого винного склада №8 стояли большие бочки, в которых по три года выдерживали знаменитые местные ликёры.

В середине 80-х в стране был объявлен сухой закон — тогда повсеместно вырубались виноградники и закрывались заводы. Горячительные объёмы Новокузнецка тоже упали — с 30 миллионов литров в год до одного. Чтобы выжить, бывший 8-й и 142-й стал выпускать винные напитки, пиво и даже лимонад.

А в «лихих 90-х» была снесена старинная ажурная ограда за жилым домом казённого винного склада и вообще встал вопрос об его сносе — здание, где 115 лет назад находились квартиры работников склада, находилось в аварийном состоянии и начало гнить. Новокузнецкий ликёроводочный «скинул» его городской администрации, а та продала достопримечательность новокузнечанке-предпринимательнице.

Новая хозяйка помещения сделала там ремонт, восстановила крышу, подлатала фасад, заасфальтировала тротуарчик. Причём во время ремонтных работ было обнаружено множество старинных вещей — штык от американской винтовки, большая старинная бутыль, чугунный утюг, чайные ложечки из чистого серебра и два килограмма монет, среди которых серебряные «николаевские» рубли с изображением последнего российского императора.

В жизни новокузнецкого ликёроводочного завода тоже произошли существенные изменения — сначала его прикупил холдинг «СДС» и даже вложил какие-то деньги в производство. Но уже в 2015 году завод был выставлен на продажу и куплен московской компанией с британскими корнями. А от былой славы казённого винного склада №8 — и советского спиртоводочного №142 — остались рожки да ножки.

Ирина Крылова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

«Металлург» и «Кузнецкие Медведи» проведут благотворительный матч

Игра, которая состоится 24 марта на «Арене Кузнецких Металлургов» и начнётся в 13:00, буде…