Как говорил незабвенный Шляпник Тима Бёртона: «В тот раз была намного твёрже, гораздо булатнее… Нет уж той булатности». И это не только про Алису – про старый добрый праздник, который от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей когда-то называли Первомаем. Может, помните? Казавшиеся невозможно прекрасными воздушные шарики и живые веточки с прикрученными проволокой бумажными цеточками в руках, мама в новом пальто, свежий солнечный день, детство, СССР, первомайская демонстрация: «Сла-а-ва-а-а».

Считается, что эта история началась в американском Чикаго, когда 1 мая 1886 года тамошние работяги забастовали против 15-ти часового рабочего дня. Совсем скоро Первомай начал бродить по миру – рука об руку с призраком коммунизма. А через четыре года они добрели до Российской империи. Ещё через год на окраине Петербурга состоялась первая тайная (нелегальная) маёвка. И пошло-поехало: 1 мая 1917 года на городские улицы хлынул поток всяких разных там путиловцев, наивно выкрикивающих: «Вся власть Советам» и «Долой министров-капиталистов».

Чем это закончилось уже в октябре – сами, наверное, знаете. А после Октябрьской революции праздник 1 Мая был закреплён в новом советском Кодексе законов о труде и получил официальное название Дня Интернационала. Вождь победившего пролетариата Владимир Ильич Ленин писал, что в этот день рабочие празднуют своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения и за социалистическое устройство общества. А ровно через год – 1 мая 1918 года – состоялась первая советская первомайская демонстрация.

Новорожденная страна рабоче-крестьянских Советов демонстрировала свою тоже новорожденную Красную армию – в том столетней давности параде участвовали 30 тысяч человек. А спустя 15 лет над Красной площадью прошёл первый воздушный парад. Но ещё по случаю десятилетия советского Первомая ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР постановил сделать в стране целых два Дня Интернационала – 1-го и 2-го мая. Причём трудящиеся в эти дни не трудились – только выступали на демонстрациях и праздновали.

Так что больше полувека своей истории в нашей стране Первомай именовался в честь всемирного коммунистического и рабочего движения, появившегося ещё в конце XIX века под началом Маркса и Энгельса. И только последние 22 года – с «застойного» 70-го, уже во времена Брежнева – два первых майских дня получили гордый официальный статус Дней международной солидарности трудящихся.

Но 1 мая 19190 года первомайская демонстрация состоялась в последний раз. Тогда на Красной площади «вдруг» появилась колонна граждан с антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами. Президент СССР Михаил Горбачёв демонстративно покинул трибуну Мавзолея, а телетрансляция, вещавшая на всю страну, резко оборвалась. И военный парад не состоялся.

Нет, любимый праздник – и законные выходные! – у народа не отняли. Просто в 92-м, на следующий год после развала СССР, на смену «булатным» Дню Интернационала и Международному дню солидарности трудящихся пришёл какой-то вялый – как и все другие «превращённые» советские праздники – День весны и труда. Но государство, перемахнувшее из Советского Союза в Россию, не посягнуло на его главную для каждого русского человека суть – статус официального выходного… И то хлеб.

И грянули 90-е – «пошло, пропал калабуховский дом». Всё произошло, как по словам профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца»: «Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову». Да, сломалась эпоха. И ничего не осталось от пробуждения пролетариата к свету и знанию и объединения рабочих в один братский союз для борьбы против всякого угнетения и за социалистическое устройство общества.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Капремонт домов в Кузбассе — две новости, хорошая и плохая

Программа капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области предлагается прод…