Шоколад без бобов и масло какао запретят называть шоколадом. А содержание антибиотиков в продуктах питания будут нормировать по-новому. О переменах на потребительском рынке, о поправках в техрегламенты и методики контроля «Российской газете» рассказал глава Роскачества Максим Протасов. И развеял многие потребительские мифы.

Максим Александрович, какие мифы про еду у нас особенно распространены? И как часто они подтверждаются?

Максим Протасов: Один из последних мифов, которые мы развенчали, это то, что пиво якобы делают из порошка. На самом деле оказалось, что это не так. Пиво в нашей стране изготавливают из солода и несоложенных продуктов путем процесса брожения.

Много страхов по поводу полифосфатов, мол, вся мясная и рыбная продукция обязательно накачена влагой и полифосфатами, которые ее удерживают. Но наши исследования показали, что и это не так. Подобные слухи ходили и про хлор. С его помощью якобы продляют «срок годности» продукта. Но и они не подтвердились.

А пальмовое масло — миф?

Максим Протасов: Пальмовое масло — притча во языцех. Многие думают, что оно есть во всех продуктах питания. Не во всех.

Исследования молочной продукции показали, что растительные жиры («пальма») встречаются достаточно редко. Есть производители, которые обманывают потребителей, используя растительные жиры, но, как показывает практика, они после публикации исследований Роскачества либо уходят с рынка, либо начинают работать честно. Если ты производишь продукт с растительными жирами, не называй его «молоком» или «творогом». Но большинство уже точно работают честно.

Пиво и коньяк в России будут делать строго по ГОСТам благодаря применению новой методики контроля
Страхи всегда рождаются от незнания. Мы надеемся, что, повышая грамотность потребителей, постепенно перейдем от страхов к информированности.

Год назад вы говорили, что надо изменить нормирование антибиотиков. Получилось?

Максим Протасов: Если говорить о меде, это уже утверждена система дополнительного мониторинга Россельхознадзором.

Если об антибиотиках, которые в Европе нормируются, а в России — нет, то предложения по их нормированию в нашей стране находятся уже на рассмотрении в Евразийской экономической комиссии для внесения их в техрегламенты для пищевой продукции. Мы предложили нормировать их для мясной продукции, молочной, для меда.

А как насчет ТУ — технических условий? По ним могут приготовить любой продукт, но качество его не гарантировано.

Максим Протасов: Это вопрос не только ТУ, это общая проблема идентификации продуктов и «честной этикетки».

Когда человек хочет купить шоколад, он предполагает, что в продукте будет большое количество какао-бобов и масло какао. Но производитель может разработать для себя техусловия, снизить количество какао-продуктов, добавить эквиваленты и сказать, что это шоколад. Вспомните, какие дебаты были за рубежом при определении «Choko» или «Sweet», что такое кондитерский шоколад, а что — шоколад.

Сейчас в нашей стране готовится законопроект, по которому товары должны будут точно соответствовать своим названиям. Если ты разработал ТУ, по которым в шоколаде нет бобов и масло какао, значит, ты должен назвать этот товар любым другим не гостированным наименованием, но не шоколадом. Когда проект нормативного акта будет готов, он будет вынесен на общественное обсуждение.

Правда ли, что при изготовлении колбасы в фарш попадают крысы? И что ее делают часто не из мяса, а шкур и копыт?

Максим Протасов: ДНК крыс и мышей мы в колбасе и сосисках не нашли. А вот продукция, сделанная не из исключительно чистого мяса, нам попадалась.

Потребители могут открыть результаты этих исследований на портале Роскачества и посмотреть, в какой продукции мясной переработки мы видим субпродукты, но опять-таки — страхи сильно преувеличены.

Вы начали выстраивать рейтинги товаров, предъявляя требования не столько по ГОСТам, сколько к качеству. Почему?

Максим Протасов: Все наши коллеги в других странах мира делают именно рейтинг продукции. Это позволяет поднастроить требования и представить пользователям именно потребительские сравнительные испытания.

Мы до недавнего времени работали в формате «товар с нарушениями законодательства или без них». Говорили потребителям: этот товар с нарушениями, он не соответствует действующему ГОСТу или обязательным требованиям. И объясняли, что в нем не так.

Но, учитывая, что техническое регулирование пока неидеально, не всегда учитывает современные возможности производства, новые потребительские запросы, мы поняли, что нужно убирать из исследований юридические тонкости.

Например, отличный сыр «Российский», выпущенный по ГОСТу, но вес которого на 20 граммов меньше заявленного на упаковке, с точки зрения закона попадет в товар с нарушениями. В то же время сыр под названием «Российский», выпущенный по техническим условиям (ТУ) с 30-дневным созреванием вместо 60 дней, сделанный из низкокачественного сырья, формально будет товаром без нарушений, «качественным и безопасным».

Юридически Роскачество не могло предъявить каких-либо претензий. И это не мы придумали, такова действующая ситуация на рынке. Благодаря сравнительным рейтингам, в которых самое главное — потребительские свойства продукции, подобная история теперь исключена: если сыр качественный, но с недовесом, он потеряет какое-то количество баллов, но все равно будет выше в рейтинге, чем недозревший сыр.

https://rg.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Поправки в областной бюджет

Областные парламентарии внесли изменения в областной бюджет, а также в региональный закон …