Самое главное — вырастут цены

Соответствующий закон был рассмотрен в третьем, финальном чтении с предсказуемым результатом. Но прежде чем Вячеслав Володин выведет этот оглушительный результат на синее табло ГД, на сцену выйдут несколько действующих лиц, которые, как в античном хоре, разыграют трагедию по ролям.

Роль неисправимого оптимиста и вдохновенного слагателя гимнов досталась, как и в случае с пенсионной реформой, главе думского комитета по бюджету и налогам, единороссу Андрею Макарову. Он и вышел пред светлые очи коллег с высоко запрокинутым умным лицом, на котором сияла уверенность и правота.

Прежде всего Андрей Михайлович зачем-то спас репутацию покойного Егора Гайдара, которого обычно считают кем-то вроде «мальчиша-плохиша», отобравшего у целой страны бочку варенья. «Егор Тимурович был бы счастлив, если бы он придумал НДС, но это сделали в 1954 году во Франции», — отмел всякие подозрения от младореформатора докладчик. Правда, кто придумал поднять налог еще на 2%, Макаров не уточнил, зато охотно поделился выгодами, которые, по его мнению, сулят всем нам.

«Закон о повышении НДС до 20 процентов принесет в условиях 2019 года порядка 620–630 миллиардов рублей, — отрапортовал он. — Эти средства будут направлены на решение проблем здравоохранения, образования, инфраструктуры. Мы приняли с вами закон, согласно которому создали фонд развития в рамках бюджета с тем, чтобы направлять на инфраструктуру в течение ближайших лет 3,5 триллиона рублей. Вот это изменение позволяет наполнять фонд развития нашей экономики».

Горделиво выпрямившись на трибуне, депутат, как механический соловей, продолжил сладко щелкать о грядущем благоденствии. «Теперь о бизнесе, который мы душим, как известно, — мягко обмолвился он. — Так вот, бизнес, придя сюда, в Госдуму, сказал: „Мы понимаем, что это наш вклад в развитие страны“. Бизнес просил о решении конкретных вопросов, которые мы с вами разрабатывали в течение последнего года». В этом месте Андрей Михайлович перечислил некоторые из вопросов, назвав один из них «прямым отказом от налога на движимое имущество». «Бизнес говорил об этом, — напомнил он. — Цена вопроса 164 миллиарда, и это то, что получит бизнес. Таким образом, коллеги, в этом законе соблюден баланс интересов — государства, людей и бизнеса. Партия („Единая Россия“) поддерживает данный закон». Поясним, что налог на движимое имущество идет в региональные бюджеты, и регионам дано право их обнулять, но некоторые, например Татарстан, отказались это делать. А Минниханов призывал минфин РФ «не подставлять [Татарстан] под локомотив» давления крупных компаний, которые выкручивают регионам руки, заставляя снижать налог.

Чинно расшаркавшись, Макаров покинул микрофон, передав его Валентину Шурчанову, заместителю руководителя фракции КПРФ в Госдуме. Тому, как несложно было догадаться, надлежало ни в чем не соглашаться с Макаровым, ругать «сислибов» из правительства и пророчить всевозможные беды.
«Мы ежегодно вносили свои предложения, чтобы заменить этот налог на более эффективный, — посетовал Валентин Сергеевич. — В том числе были предложения заменить его на налог с продаж. Потому что НДС по всем звеньям тормозит развитие экономики, негативно отразится в следующем году на темпах роста ВВП. Уже эксперты подвели итоги, что в этом году и следующем обещается всего-навсего 1,4 процента прироста ВВП. Затормозится рост производительности труда: 1 процент на 2019 год. Это абсолютно негодная политика. Хотя все пункты президентского послания говорят о том, что наша российская экономика должна выходить на темпы гораздо выше, чем темпы мировой экономики. Но при принятии настоящего закона экономика не справится с этой задачей. Самое главное: вырастут цены, что отразится на конечных потребителях».

Между тем есть условия, которые позволяют выполнять президентские указы на других финансовых основаниях, предположил Шурчанов. «Прежде всего есть большой резерв — бюджетное правило, — раскрыл он свою мысль. — Порядка 5 триллионов рублей накопилось там. Мы их там храним, солим, никуда не направляем, и в то же самое время ожидаем в следующем году 630 миллиардов рублей наложить на экономику, на потребителя. Если же взять (повышение НДС — прим. ред.) в разрезе с так называемой пенсионной реформой, то уже совсем никуда не годится такая политика правительства. В следующем году порядка 2 миллионов (а может, и больше) пенсионеров не выйдут на пенсию. Они сэкономят пенсионный фонд на порядка 300 миллиардов рублей. Неработающим пенсионерам выплата 7 процентов даст расход в 163 миллиарда. А это означает, что мы уже будем в плюсе. С другой стороны, работающие несостоявшиеся пенсионеры будут платить НДФЛ 13 процентов, а это порядка 120 миллиардов дополнительно. Ну и пенсионные взносы 30 процентов будут накапливаться, что принесет 300 миллиардов. Таким образом, со всех сторон плюс, а мы все равно принимаем такой закон, который вредит экономике», — резюмировал депутат.

Щедрый Володин, выслушав мрачного коммуниста Шурчанова, дал слово еще двум критикам законопроекта, в частности справедливороссу Олегу Шеину.

Сразу было заметно, что весь критический пыл Олег Васильевич растратил на неравный бой с повышением пенсионного возраста и против повышения НДС ему сказать, по сути, нечего, кроме цифр, обнародованных в последнем прогнозе минэкономразвития. «Эффективное государство не может быть дешевым, поэтому налоги в стране должны быть, — философски заметил эсер. — Но налоги налогам рознь».

О том, чем грозит России увеличение налога на добавленную стоимость, лучше прочих, по мнению депутата, рассказали специалисты МЭРа. «Не далее как две недели назад министерство дало оценку, что принятие данного закона повлечет за собой уменьшение темпов роста инвестиций в следующем году с отметки 3,4 до 3,1 процента, уменьшение темпов роста национальной экономики с 1,9 до 1,4 процента в следующем году, — перечислил Шеин. — При этом мировая экономика по оценкам Всемирного банка растет примерно на 2,2 процента. Соответственно, принятие решения замедлит рост национальной экономики, что способствует отставанию России от планеты, даже не сохраняя существующее место среди мировых держав по объему ВВП. Третья позиция: снижение роста реальных заработных плат с 6,3 до 1 процента», — сухо завершил докладчик.

Демосфеном сегодняшнего дня остается признать все того же Жириновского,

который начал свою очередную речь драматическим речитативом. «Это самый страшный закон для нашей экономики, — поведал Владимир Вольфович. — Его ввели при правительстве Егора Гайдара. Цель была — разрушать экономику России. Поскольку военным путем не удавалось сокрушить, хотя такие планы были у Клинтона и у других американских президентов. И тогда начали бить по экономике. Санкции — это тоже неприятная вещь, но налог НДС распространяется на всю производственную сферу. Вот зачем мы сами душим экономику нашими руками? А потом говорим: „Нету денег, чего-то там не так“», — пожал плечами либерал-демократ.

По словам Жириновского, НДС вводится преимущественно в тех странах, где «страшное перепроизводство товаров, и надо остановить его через налоговую систему». «Вот вводят НДС, и идет сокращение производства, — констатировал Владимир Вольфович. — Оно не давит на рынок, не взрывает цены. Это как лекарство для экономики, которая работает в бешеном темпе. Это в Китае и в Германии надо вводить такой налог. Но вводить его в России больше похоже на вредительство. Но мы повышаем его, хотя много раз с трибуны Государственной Думы мы предлагали убрать его вообще и сделать налог с продаж. Чем хорош налог с продаж? Вы произвели, продали, получили доход. Вот с этого дохода вы заплатите налог. Сейчас вы требуете заплатить налог, когда товар еще не продан и, возможно, не будет продан. Вы по кому ударяете? Это не только это правительство: все правительства РФ начиная с 1991 года стали вводить этот налог — опасный, вредный, страшный налог. Но правительство и минфин обрадуются, потому что его легче собирать. С продаж, конечно, будет посложнее. Но кому мы должны создавать хорошие условия жизни: производителям и производственной сфере или же налоговикам? Им будет хорошо, а страна не развивается. Через налоги поощряют и стимулируют развитие. У нас все налоги репрессивные, как наше уголовное законодательство, как наша демократия. У нас все направлено на то, чтобы задавить человека, чтобы он дышать не мог. Это было при царе, при советской власти и сейчас», — подвел итог «сын юриста».

Сразу же после выступлений спикеров (лишь одно из которых, принадлежащее Макарову, содержало хвалебные отзывы) Володин предложил проголосовать и вывести результаты на табло. «Закон принят», — деловито доложил Вячеслав Викторович. За проголосовали 302 депутата, то есть абсолютное большинство (67,1%). Против — 90 человек (20%), один человек воздержался. Итог: повышение НДС до 20% теперь уже почти неминуемо произойдет с 1 января 2019 года (если не наложит вето Совфед или президент, что маловероятно). Параллельно на уровне 22% будут зафиксированы тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Как следует из официальной информации, льготная ставка по НДС в размере 10% сохранится в отношении товаров социального назначения: продовольственных (за исключением деликатесных), детских, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением рекламного и эротического характера), а также лекарств. Одновременно срок действия «нулевой» ставки НДС продлевается до 1 января 2025 года по воздушным перевозкам пассажиров и багажа на территорию Крыма и Севастополя или с этой территории. Кроме того, предусматривается до 1 января 2025 года применение «нулевой» ставки НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа на территорию Дальневосточного федерального округа или с этой территории.

Интересно, что нынешний глава Счетной палаты Алексей Кудрин, которого считают неформальным автором новейших непопулярных реформ, принадлежит к противникам повышения НДС. По мнению Алексея Леонидовича, если бюджетное правило, которое сегодня зафиксировано на $40 за баррель, сделать мягче — $45 за баррель, то необходимости в увеличении налога на добавленную стоимость нет. Однако на этот раз к экс-главе минфина никто не прислушался.

Зато восторжествовала позиция Эльвиры Набиуллиной, которая ожидает, что только что принятый закон разгонит инфляцию и ее показатель превысит целевые значения в 4%.

business-gazeta.ru

 

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

У мошенников богатая фантазия

Жительница Новокузнецкого района столкнулась с новым видом мошенничества и чуть не открыла…