Пока в России создаются единые правила для так называемых совместных поездок (карпулинга или райдшеринга), не утихают споры о том, что они собой представляют: удобный сервис или легкий способ незаконного заработка. Чтобы разобраться в этом, корреспондент «РГ» отправился из Москвы в Тулу с помощью BlaBlaCar.

Помимо него подобные услуги предлагают BeepCar, «Яндекс. Попутка» и другие. Стоимость проезда в электричке или междугороднем автобусе — 500 рублей, сервис карпулинга предлагал цену от 250 рублей в зависимости от класса машины и наличия кондиционера.

Выбор был остановлен на KIA Soul, за рулем которого была женщина с водительским стажем в 15 лет. По ее словам, она часто ездит в Москву из Тулы, и карпулинг помогает ей покрыть расходы на бензин и эксплуатационные расходы. Ее слова похожи на правду: пассажиров трое, выручка чуть более тысячи рублей, а до Тулы (183 км) с кондиционером 20 литров бензина точно сожжешь.

А вот назад меня вез уже Hyundai Starex с 7 пассажирами, позднее обнаружился еще спящий 8-й. Примечательно, что автомобиль останавливали сотрудники ГИБДД, но у них не возникло никаких вопросов. Как и первая, эта поездка стоила 350 рублей. В этом случае речь идет уже о полноценном способе заработка. Выручка водителя при таком раскладе составляет уже почти 3 тысячи рублей, чистая прибыль — 2 тысячи.

Правда, представители BlaBlaCar утверждают, что «при использовании автомобиля для карпулинга водителю запрещается взимать плату с поездки за исключением разделения эксплуатационных и топливных расходов между водителем и пассажирами». Компания подчеркивает, что «карпулинг не является предпринимательской деятельностью, если водитель использует автомобиль для перевозки пассажиров не более одного раза в день, в том числе туда и обратно».

Между тем в сентябре 2017 года Тимашевский районный суд Краснодарского края признал запрещенной к распространению в России информацию на сайте BlaBlaCar, обвинив сервис в содействии нелегальным пассажирским перевозкам. После этого сервис должны были заблокировать, однако в декабре апелляционная инстанция отменила это решение.

Ясно одно: закрывать такие сервисы смысла нет, поскольку непременно появятся новые, а вот контролировать их работу нужно обязательно. Карпулинг, по мнению членов рабочей группы по подготовке предложений по законодательному урегулированию сервисов-попутчиков, должен регулироваться базовым законом — «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». В нем ясно прописаны пункты, которые подразумевают контроль за перевозками, и в первую очередь за безопасностью пассажиров.

Недавно запустился еще один сервис — «Яндекс. Автобусы». По словам президента Ассоциации работников транспорта и туризма Ирины Ал Зирки, в нем также отсутствует какой-либо контроль за пассажиропотоком. Если на регулярных рейсах проверяют время отдыха водителей, то в случае с новым сервисом узнать это невозможно — всю ответственность сервис перекладывает на перевозчика. «Гарантий нет никаких, — констатирует Ирина Ал Зирки. — Человек просто находит рейс, выбирает место отправления и едет на свой страх и риск. Никто не несет ответственность за время отправления и прибытия. Сервис никак не связан с автовокзалами. Если не урегулировать такую практику, все перевозчики начнут переходить в разряд сервисов. О какой безопасности и гарантиях в этом случае можно говорить?»

В некоторых местах страны карпулинг и вовсе единственная возможность добраться до пункта назначения. «Карпулинг приносит ощутимую выгоду и для окружающей среды, — гласит столичный Единый транспортный портал. — В первую очередь, регулярные совместные поездки помогают снизить трафик и сократить количество пробок. Следовательно, уменьшается объем выхлопных газов и негативное влияние на экологию».

По своему смыслу совместные поездки — это не бизнес, а некоммерческая кооперация, отмечает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. «На самом деле обе стороны всем довольны: и водители, и пассажиры, — уверен он. — Недовольны, конечно же, только автобусные перевозчики, которые теряют пассажиров. Не стоит идти у них на поводу».

Это они должны более гибко реагировать на потребности пассажиров, добавляет Янков. По его словам, основная цель урегулирования работы сервисов заключается в том, чтобы отличить райдшеринг от бизнеса. Бизнес подразумевает прибыль, а райдшеринг — нет.

Одно только упоминание о сервисах карпулинга вызывает гнев у представителей транспортных компаний. Еще бы, конкуренты, предлагая заниженную стоимость, с каждым годом переманивают все больше клиентов. Только у крупнейшего участника этого рынка (BlaBlaCar) уже 15 миллионов пользователей в России.

Кстати, с 8 августа BlaBlaCar изменил свои условия для борьбы с нелегальными перевозками, рассказали «РГ» в компании. Теперь водитель может взять в дорогу не более пяти попутчиков. Если он пожелает взять с собой большее количество человек, ему придется подписать с сервисом официальный договор. «Мы не конкурируем с традиционным общественным транспортом, а дополняем его, поэтому стараемся учитывать интересы всех игроков отрасли», — уверяют в компании. «Это стало одним из предложений, озвученных на заседании профильной рабочей группы, — сообщили «Российской газете» в пресс-службе министерства транспорта. — Ведомство поддерживает данную инициативу, поскольку она позволит снять напряженность в отношениях компании с объединениями автобусных перевозчиков и органами исполнительной власти в субъектах».

Сервис также намерен проводить различные эксперименты, чтобы сделать поездки более удобными и эффективными. Так, недавно BlaBlaCar позволил нескольким легальным перевозчикам публиковать информацию о своих поездках на своей платформе.

https://rg.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В кузбасской деревне образовался затор на реке. Жителей эвакуировали

Сотрудники полиции обеспечили охрану общественного порядка в период подтопления в деревне …