Есть такое понятие – градообразующее предприятие. Это значит, что жизнь города без него немыслима. А бывают «градообразующие люди» – без них наш Новокузнецк тоже трудно представить. Все они из поколения комсомольцев, родом из давно исчезнувшей страны СССР, – сейчас таких, к сожалению, не делают. По рассказам одного из них, Владимира Васильевича Табачникова, организатора и бессменного руководителя «Кузбасской ярмарки», можно, честное слово, писать книги и снимать кино.

В прошлом году Табачникова «двинули» в президенты Союза предпринимателей Новокузнецка. В нынешнем, юбилейном и для города и для Владимира Васильевича – первому исполнилось 400, а второму 65, – выбрали Почётным гражданином Новокузнецка. Его вообще ещё с пионерского детства всё время выбирали и «двигали» – такой уж у парня был характер. Он увлекался сам и вёл за собой других, всегда и везде шёл до победы.

– Владимир Васильевич, ваша родина – Новокузнецк?

– Безусловно, я новокузнечанин. Правда, так получилось, что родился я в Тульской области. Мама была из раскулаченной семьи, которую сослали в Сталинск – тогдашний Новокузнецк – с Кировской области. А с отцом они встретились после войны – он сам из Молдавии, воевал, был ранен, лечился в нашем эвакуационном госпитале, который находился в 11-й школе. Вскоре родилась моя старшая сестра, а в 50-м году молодая семья уехала по комсомольскому призыву строить Щёкинский химкомбинат в Тульской области. А когда мне было несколько месяцев отроду, мы вернулись в Сталинск.

– Как проходило ваше сталинское детство?

– Как у большинства детей того времени. Родители вдвоём построили дом, в котором я потом жил до 29 лет и который стоит до сих пор. Отец работал на шахте имени Димитрова – её давно закрыли. А дом наш находился в шахтёрском посёлке недалеко от шахты Орджоникидзе. Так что яркие зрительные картинки, которые я помню с раннего детства, – это огромные терриконники. Самый привычный для меня, мальчишки, пейзаж. Породой террикоников отсыпали весь город – ведь Новокузнецк стоит на сплошных болотах. Была улица Болотная — её переименовали в Ноградскую. А я помню болото на месте нынешней Площади общественных мероприятий. И где стояло кафе «Юность» – сейчас там торговый центр – вообще было небольшое озеро.

– Чем занимался мальчишка с городской окраины?

– Пока был маленький, пропадал с другими ребятами на обвалах, где мы играли в футбол и лапту. Потом пошёл в школу №54 в нашем Куйбышевском районе – так все десять лет там и отучился. А ещё в первом классе мама отвела меня в музыкальную школу, но от музыки пришлось отказаться. Надо было покупать баян, а родители не могли себе позволить такую трату. Мы жили «на посёлке» и мальчишками ходили драться нашей горой против горы Теш-Лог. Сами делали поджиги – самодельные пистолеты из трубок.

Порох там поджигался спичкой. Закалку характера я, конечно, хорошую тогда получил. Только всё это могло очень плохо закончиться. А спас меня спорт.

– Вы больше десяти лет возглавляли Федерацию греко-римской борьбы Новокузнецка, были президентом Федерации греко-римской борьбы Кузбасса. Значит, эта любовь к спорту со школы?

– Заниматься спортом серьёзно я начал в восьмом классе – это был 68-й год. Сначала – боксом в клубе Строителей, а когда спортивную школу на Пионерском отремонтировали – перешёл туда в секцию борьбы. Спорт отвлёк меня от драк – это точно. Тренировки, соревнования – всё это меня здорово захватило. Упорно занимался и в школе, и в институте, и когда меня оставили на кафедре горных машин, где я готовил диссертацию.

– А когда вас «двинули» по комсомольской линии?

– Всё началось, как это обычно и было, ещё с пионеров. Сначала меня выбрали председателем совета нашего пионерского отряда, а когда мы стали комсомольцами – комсоргом класса. Мне нравилось что-то делать, придумывать, организовывать других. Наша классная руководительница любила устраивать разные сценки про героев-комсомольцев и снабжала нас реквизитом – настоящими гимнастёрками, пилотками и прочим. В Садопарке тогда стояла воинская часть ПВО, где муж учительницы был замполитом.

– Что делали в студенческом стройотряде?

– Мы принимались за работу сразу после летней сессии, а заканчивали в сентябре. И я зарабатывал за каникулы 600-700 рублей – это были приличные деньги. Стройотряды в СССР решали большие государственные задачи. Мы не детские площадки красили, как сегодняшняя молодёжь, а работали на проходке, бетонировании горных выработок в шахтах рудника, на среднем и капитальном ремонтах железнодорожного полотна, строили жилые дома. В Шерегеше, на улице Гагарина, стоит дом, который мы возвели с нулевого цикла. За время учёбы в институте и работы в техникуме я 10 лет работал в стройотрядах. Прошёл хорошую школу ССО – сначала бойцом, потом комиссаром и командиром.

– Уже работая в монтажном техникуме, вы стали командиром стройотряда «Прометей».

– Да, и наш «Прометей» дважды получал знамя лучшего среди всех стройотрядов вузов и техникумов области. Тогда все стройотряды осваивали за лето от 100 до 200 тысяч рублей капиталовложений, а мы – 506 тысяч рублей.

– В тех же годах вы организовали гремевшую на весь Новокузнецк дискотеку.

– Студентов и комсомольцев часто привлекали к субботникам, а мне удалось убедить руководство предприятий, где работали наши ребята, оплачивать эту работу. Средства поступали на счёт комитета комсомола техникума. Мы их направляли на поощрение лучших студентов, которых награждали поездками в Москву и Ленинград, а оставшиеся деньги использовали для приобретения инструментов для нашего ВИА и организации дискотеки «Каникула», которая собирала за раз по тысяче человек. Причём наша

«Каникула» была единственной, где делался упор на песни советской эстрады. В 1981 году она стала победителем в первом городском конкурсе дискотек и дискотечных программ.

Это было в начале 80-х – тогда в нашей стране многое было комсомольским: песни, стройки, свадьбы. А в конце сентября 91-го на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ историческая роль комсомола была объявлена исчерпанной, а Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи самораспустился. Это случилось аккурат за три месяца до «самороспуска» СССР, когда в Беловежской пуще была подписана декларация о прекращении существования великой страны. В то время большинство комсомольских лидеров уже вовсю занимались бизнесом. Владимир Васильевич – с его-то организаторской хваткой! – не стал исключением. В 1992 году он основал «Кузбасскую ярмарку». Но это уже совсем другая история.

Записала Ольга Ветрова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

10 комментариев

  1. олег

    30.09.2018 17:42 в 17:42

    да комсомол это сила была

    Ответить

  2. местный

    30.09.2018 17:43 в 17:43

    В Новокузнецке была самая мощная комсомольская организация

    Ответить

  3. умный

    30.09.2018 17:43 в 17:43

    Я скучаю по тем временам

    Ответить

  4. патриот

    30.09.2018 17:44 в 17:44

    Ленин партия комсомол

    Ответить

  5. олег

    30.09.2018 17:44 в 17:44

    Табачников классный дядька, что сказать, если бы не такие как он то наш город бы воообще провалился

    Ответить

  6. патриот

    30.09.2018 17:53 в 17:53

    Ивушкины, Лаврики, Смоляниновы, Табачников, Говоры вот герои современности

    Ответить

  7. вася

    30.09.2018 19:20 в 19:20

    крутой дядька табачников

    Ответить

  8. Наташа

    30.09.2018 19:20 в 19:20

    согласен крутой дядька

    Ответить

  9. Алёна

    30.09.2018 20:13 в 20:13

    Крутой-то крутой дядька. Организовал предприятие с хорошей прибылью. Только сотрудники ярмарки получали смешную зп. не знаю, как сейчас — когда теперь не он там командир. При этом он требовал всегда полную самоотдачу от этих сотрудников. А мотивации — увы, 0.

    Ответить

  10. Анюта

    04.10.2018 00:18 в 00:18

    на угле поднялся комсомолец

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В кузбасской деревне образовался затор на реке. Жителей эвакуировали

Сотрудники полиции обеспечили охрану общественного порядка в период подтопления в деревне …