В маленьком фойе Дома творческих союзов тесно и шумно от оживлённых людей: много молодых лиц; с улицы в уютное жёлтое тепло заплывают торжественные букеты и замёрзшие облака человеческих дыханий. Сутолока. Волнение. Гостей встречает худрук «СинТезиса» Кирилл Устинов. Напротив раздевалки устроена атмосферная «гримёрка»: зеркало, плечики с костюмами и, конечно, старые афиши. «Чайка», «Утиная охота», «Прекрасное воскресенье для пикника», «Золушка» – целый ворох пожелтевших и всё ещё блестящих страниц насыщенной спектаклями тридцатилетней театральной жизни, на фоне которой с видимым удовольствием селфятся зрительницы.

Сыгравший больше шести тысяч спектаклей «СинТезис» много лет оставался без сцены – она требовала ремонта. В конце октября прошлого года течь на потолке наконец-то заделали, а зрительный зал привели в приличный вид – и теперь сюда «не зарастает народная тропа». А теперь и старый добрый театр, родившийся в этих стенах ещё в 1988 году, вернулся на родную сцену – бенефисом «примы» Светланы Колывановой. Она сама выбрала спектакль, которым театр начинает возвращение в свой репертуар «взрослых» постановок. Это «Дядюшкин сон», где Светлана играет не романтическую, а характерную героиню – Марию Александровну Москалёву.

Он особенный не только для актрисы, которая очень любит эту роль – «подарок» нынешнего художественного руководителя «СинТезиса» Кирилла Устинова. Инсценировку к постановке Кирилл написал ещё в 2016 году, и с тех пор персонажи Достоевского не раз появлялись в гостиной Дома творческих союзов, но чтобы перенести спектакль на сцену, над ним пришлось поработать: артисты с худруком репетировали чуть ли не каждый день. Чтобы посмотреть, что в итоге получилось, предусмотрительные зрители пришли пораньше – и быстро заполнили зал. А для легкомысленных пришлось приставлять стулья.

«Дядюшкин сон» – знаковое произведение для нашего города. Литературоведы считают, что эта повесть, написанная после долгого творческого молчания, связанного с пребыванием писателя на каторге, стала отражением любовных коллизий, доставивших Фёдору Михайловичу немало страданий, но счастливо разрешившихся венчанием с романтичной и роковой Марией Дмитриевной Исаевой в Одигитриевской церкви уездного Кузнецка. В общем, Мордасов – это наш город, каким он был в середине XIX века. А любимая женщина и первая жена Достоевского – это Зина и одновременно Мария Александровна Москалёва.

Раздаётся третий театральный звонок – и весь шум переговаривающегося зала будто отрезает. На сцене – людская. Слуги сплетничают о господах – и вдруг начинают дурачиться, разыгрывая перипетии потрясшего Мордасов скандала. Да так метко и заразительно, что поневоле им сопереживаешь! Перед притихшими зрителями разворачивается полуводевиль, полудрама. Одни герои «набросаны» крупными мазками, гротескно, они вызывают улыбку: главная мордасовская сплетница Софья Петровна (Надежда Карпова), обиженная приживалка Москалёвой Настасья Петровна (Лана Дорохова), слуги князя. А самый потрясающий из всех – это, безусловно, князь (Вадим Майданов).

Каждый раз, когда Вадим появляется на сцене, все смотрят на него, в зале звучит смех. Без преувеличения, у актёра получился чистой воды водевильный персонаж. Он даже жалости не вызывает – только удовольствие наблюдать за его смешными ужимками. Совсем другая героиня – романтичная Зина (Люсинда Зимина). А между ними – чуть драмы, чуть водевиля – Мозгляков (Дмитрий Гребенщиков).

Особая роль в мордасовском скандале – и спектакле – у Марии Александровны Москалёвой (не зря её так любит Светлана Колыванова!). Естественная и выразительная, она виртуозно произносит длинные монологи, умело играет чувствами окружающих. И не только персонажей «Дядюшкиного сна», но и зрителей, которые невольно входят в её положение, проникаются её стремлениями, начинают ей сочувствовать! Сразу понятно: героиня бенефициантки – не примитивная интриганка, «тиранящая» весь Мордасов.

Прежде всего, она удивительно обаятельная, умеющая всем нравится и к каждому подобрать свой ключик «комильфотная дама». И когда её интрига – завладеть деньгами слабоумного князя – ломается, если честно, Марию Александровну Москалёву становится по-человечески жаль – и жаль Мордасов, который в итоге такой дамы лишается. Артистка так растерянно бегает по сцене, в её образе вообще столько мягкости, что от сочувствия закрываешь глаза на все её простительные для любой матери интриги. Да и у самого Достоевского образ Москалёвой вовсе не прямолинеен и прост.

Член союза театральных деятелей, помощник режиссёра и, как её называют поклонники, «наш бриллиант» Светлана Колыванова родилась в Новокузнецке, играла в народном театре «Зеркало», была бессменной городской Снегурочкой на большой Ёлке во Дворце спорта. А после первого же городского театрального фестиваля «Балаганчик» – был такой в Новокузнецке 90-х – молодую актрису, игравшую в «Женитьбе Кречинского», заметил бывший членом жюри режиссёр кукольного театра «Сказ» и порекомендовал её режиссёру камерного театра «СинТезис»: мол, если пригласишь – не пожалеешь.

Светлана перешла в театр Дома творческих союзов, работала почти со всеми его худруками (Коломаком, Киссой, Шишкиным), заочно окончила Екатеринбургский театральный институт – и даже в трудные для «СинТезиса» «нулевые» осталась «его» актрисой. А Юрия Самойлова, который её сюда «трудоустроил», она до сих пор считает своим «крёстным папой». Он же остаётся верным поклонником актрисы: только на одной «Чайке», где Светлана играла Нину Заречную, режиссёр «Сказа» был восемь раз. И, естественно, он просто не мог пропустить её бенефис.

Только тёплые слова поздравлений звучали в этот вечер не только в адрес бенефициантки – все радовались возвращению «СинТезиса» на сцену ДТС. На экране мелькали кадры трогательной фотолетописи театра-юбиляра – под щемящий «Лунный вальс» Константина Кинчева: «Маленький, забытый всеми театр. Свет керосиновых ламп. В небе поют голоса тех, кого я любил и ждал». А бывшая на спектакле заместитель начальника управления культуры Екатерина Носова, расчувствовавшись, пообещала камерному театру Дома творческих союзов удобные кресла в зрительный зал. В общем, ждём новые спектакли из «взрослого репертуара» – и новые кресла!

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Кузбассе

3 комментария

  1. бывалый

    29.01.2019 15:14 в 15:14

    Света молодец хорошо играла

    Ответить

  2. олег

    29.01.2019 15:14 в 15:14

    Как хорошо что Синтезис вернулся!!!!

    Ответить

  3. местный

    29.01.2019 15:15 в 15:15

    Помню школьником часто там бывал в 90-е

    Ответить

Добавить комментарий для местный Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …