Администрация Костенковского сельского поселения постановила провести 22 декабря публичные слушания в связи с изменением утвержденных всего лишь три года назад границ зоны сельхозназначения и зоны инженерной и транспортной инфраструктуры на землях, подведомственных этой администрации. Конкретно поводом для публичных слушаний явился проект, представленный ООО “Разрез “Березовский”.

На эксплуатируемую им территорию выходит один из участков действующей автодороги Новокузнецк — Костенково, и поэтому встает вопрос об изменении карты маршрута.

“В строгом соответствии с нормами и т.д.” разрез предусмотрительно предлагает костенковцам рассмотреть новый вариант “дорожной карты”, как сказали бы дипломаты. Местное население, однако, весь этот обходительный политес не оценило и “крюка давать” не желает, о чем сообщило на днях в “Кузнецкий рабочий”. А уперлось оно не только потому, что предпочитает кратчайшее расстояние объезду, — его пугает усиливающаяся год от года экспансия угольщиков на окрестности села.

Возможно, костенковцы не в курсе, но публичные чтения на ту же тему в тот же день запланированы и в Бунгурском сельском поселении, только несколькими часами позже. Так что по части соблюдения “демократических процедур” все чин чинарем. Закавыка в другом: все, что “слышится” на публичных слушаниях, не имеет принципиального значения, поскольку в соответствии с законом их результат носит рекомендательный характер.
Не на много больше весят и решения сельских сходов. Надзорные органы не усматривают в челобитных населения повода для серьезного вмешательства в хозяйственную или, правильнее сказать, хозяйскую деятельность угольщиков. Кстати, вопрос о праве недропользования на части этих земель до конца не прояснен - районный суд еще не принял решения по искам группы жителей Костенкова о признании недействительными договоров купли-продажи их долей в общей собственности на ряд земельных участков. Истцы утверждают, что подписи под договорами, датируемыми 2005 годом, сфабрикованы: если кто из них и подписывался, то лишь под договором о предоставлении участка в аренду. По их словам, позднее доли были незаконно перепроданы третьим лицам.

Так или иначе, сегодня на сравнительно небольшой площадке Бунгуро-Чумыш-ского месторождения (около 25 квадратных километров) открытую добычу угля ведут несколько крупных предприятий — Сибэнергоуголь (СДС), разрез “Березовский” (группа Стройсервис), филиалы разреза “Бунгурский”. Газете уже не раз приходилось писать о проблемах, с которыми столкнулись здешние жители и дачники, - пыль, шум, трещины в домах, иссякшие колодцы, десятки гектаров вырубленных лесов. В последние годы, особенно после того как стали известны планы Сибэнергоугля насчет обустройства на близлежащих территориях отвалов и отстойников, здесь резко упала стоимость жилья. То же самое в соседних селах — Березове, Ананьине, Алексеевке, Мостовой.

…В апреле в Новокузнецке проходил круглый стол “Экология Кузбасса — проблемы и решения”. Со вступительным словом выступил известный российский эколог Алексей Яблоков. Он говорил о том, что природный потенциал нашей области принесен в жертву индустриальному потенциалу. Кто-то из присутствующих прокомментировал сказанное репликой: “Нельзя одной черной краской-то, есть и позитивные примеры”. И они, “позитивы”, были тут же представлены. Я сначала думал, что ослышался, но нет: докладчик рассказывал о том, как угольные поля под Костенково стали великолепной площадкой для “сотрудничества ученых и “СДС-угля” в проведении экологического мониторинга и дальнейшего восстановления природного баланса”.

Позднее мне попалось на глаза в интернет‑журнале “Уголь Кузбасса” интервью с Евгением Счастливцевым, заведующим лаборатории Кемеровского филиала Института вычислительных технологий СО РАН, который рассказывал все о том же - о счастливом сочетании взыскательной науки и рачительного производства в деле сбережения природы и человеческого здоровья на Бунгуро-Чумышском месторождении. Это прежде, говорил завлаб, уголь здесь добывали варварским путем. Костенковцы думали, что живут в прекрасной экологической зоне, даже не подозревая, насколько неблагополучно их село. Но после того как институт создал по заказу Сибэнергоугля комплексную систему оценки, анализа и прогноза состояния этих территорий, все будет иначе, пообещал Счастливцев. Он коротко обрисовал картину предстоящего оздоровления природы и попутно “развеял миф о вреде разрезов”.

“Удивительно слышать, что подобные предприятия безвредны”, — недоверчиво заметила журналистка. “Однако это почти так. Лично я против того, чтобы разрез располагался на территории города. Но если поселение находится на расстоянии 3 - 4 километров от предприятия, негативное влияние невелико”, — констатировал разработчик системы.

Не знаю, как сейчас, а когда-то очень давно в Кузбассе была футбольная команда с загадочным названием “Открытчик”. Если в спортивных новостях сообщали, что она у кого-то выиграла, я по малолетству думал, что в этой команде играют какие-то первооткрыватели — ну, например, тайн науки. А когда проигрывала, я начинал сомневаться: а может быть, это всего лишь команда открыточной фабрики? Повзрослев, я узнал, что открытчик — одна из горняцких профессий. Но буквально до недавнего времени не подозревал, что можно совмещать все эти виды деятельности — добывать уголь открытым способом, двигать науку и тиражировать в общественном сознании прелестные открытки с видами на рекультивированное будущее. Уголь неплохо продается. Наука тоже — в смысле знает себе цену. Только кто купится на такие открытки?

Кузнецкий рабочий
Автор: Александр Денисов

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В кузбасской деревне образовался затор на реке. Жителей эвакуировали

Сотрудники полиции обеспечили охрану общественного порядка в период подтопления в деревне …