Два месяца назад новым главврачом Первой городской клинической больницы назначен Василий Мальчиков. Ему 44 года, уроженец Красноярского края. После школы поступил в Кемеровский государственный медицинский институт на педиатрический факультет.

В Новокузнецке окончил ординатуру на кафедре акушерства и гинекологии ГИДУВа. Первым местом работы в системе здравоохранения города была поликлиника КМК, где он занимал должность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе. В 2002 году получил второе высшее образование в Кемеровском государственном университете по специальности “Экономика и управление на предприятии”.

Трудился в страховой компании заместителем генерального директора, затем генеральным директором. Четыре года возглавлял ГУЗ “Новокузнецкая станция переливания крови”. Последнее место работы перед вступлением в новую должность — главный врач МБЛПУ “Детская городская клиническая больница № 3”.

— Василий Викторович, почему вы выбрали профессию врача? Что для вас медицина?
— Все было довольно банально. В выпускных классах задумался о выборе профессии. Прочитав книгу советского кардиохирурга академика Николая Михайловича Амосова, решил стать хирургом. Документы на лечфак приняли без проблем, благо аттестат позволял, но потом “переложил” их на педиатрический факультет.

Мединститут окончил в сложные 90-е годы, распределения уже не было. Надо было определяться с последипломной специализацией. В Кемерове мест не оказалось. Приехал в Новокузнецк, где проучился два года в ординатуре. Год в профессии не был, родилась старшая дочь, профессия медика возможности прокормить семью не давала.

Первое место работы — поликлиника КМК. Тогда уже вовсю начали развиваться новые рыночные отношения, появились новые интересы, жизнь требовала больших знаний. Вторым высшим образованием стало экономическое. На медицину стал смотреть другими глазами, вернее, появился еще один взгляд.
Четыре года трудился в страховой компании заместителем директора и последние полгода возглавлял ее. Потом предложили поработать на Новокузнецкой станции переливания крови, где, на мой взгляд, многое удалось сделать. Сегодня это эффективно работающая структура. Когда ее объединили с областной станцией переливания крови и она стала филиалом, посчитал, что я себя в этой должности исчерпал и в рамках объединенной структуры не смогу воплотить то, что у меня было в планах.
Год занимался бизнесом. Довольно успешно.
Всегда было понимание, что когда есть свое дело, ты — независим. Всегда стремился к самостоятельности. Это мое. Надо работать и добиваться определенных результатов, реализовывать намеченные планы, задумки. Есть видение развития и нынешнего медучреждения, пытаюсь это видение сопоставить с жизнью.

— Что вы подумали, когда вас назначили на пост главного врача самой большой больницы Новокузнецка?
— Что это неожиданно. Наверняка так подумал не только я. На предыдущем месте работы у меня были серьезные перспективные планы развития, осуществление которых должно было начаться в 2014 году. Но мы предполагаем, а жизнь располагает. Предложили, я согласился. Теперь надо оправдывать доверие. Взвешивал “за” и “против”, ситуация была неоднозначная. Начинать на новом месте всегда непросто. Хорошо, когда понимаешь, что происходит, как дальше будут развиваться события. Многое зависит и от масштаба учреждения, в которое ты пришел. С учетом того, что ГКБ № 1 — это мощное, со своим огромным хозяйством, трехтысячным сложившимся коллективом учреждение, времени на раскачку нет. Надо браться за работу и работать, чтобы ни один механизм не останавливался. Поэтому ты включаешься в этот процесс, не мешая ему.
Так получилось, что я пришел на финише года, поэтому задачи конкретные: войти в 2014 год с понятными планами, с понятным бюджетом, с понятными обязательствами.

— Ваш принцип работы?
— Командный. Авторитарный режим управления не признаю. Рядом всегда должны быть люди, готовые со мной разделить ответственность, я их нагружаю ответственностью, естественно, и в принятии решений, чтобы делиться и “красным знаменем”, и наказанием. Считаю, что этот стиль управления наиболее продуктивен. Он работает не сразу, а по истечении какого-то периода времени, когда к каждому участнику процесса приходит понимание, что конкретно зависит от него. Я всегда так работал, не все меня понимают как руководителя, но я считаю, оглядываясь на прошлую деятельность, что у нас были результаты, которые могут подтвердить правоту моих слов.

— Планируете ли что-то менять на новом месте?
— Глобально нет, может быть, что-то видоизменить. Ломать ничего не надо. Учреждение, как я уже сказал, мощное, авторитетное. В первую очередь славится людьми, настоящими профессионалами своего дела, не случайно сюда едут лечиться со всех городов и весей. В Первой больнице есть своя богатая история, сложившиеся традиции, которые бережно хранит уникальный музей - гордость учреждения. В ГКБ № 1 трудятся не только классные специалисты, они талантливы, как и все талантливые люди, во многом: преуспевают в творчестве, пишут картины, стихи, песни, поют в хоре, играют в театре, участвуют в художественной самодеятельности, в спорте. Этим похвастается не каждое учреждение.

— Почему медицину ругают, а врачей хвалят?
— Это сегодняшний день нашего общества. Что осталось бесплатным у нас в стране, по крайней мере задекларированным? Бесплатное медицинское обслуживание. К сожалению, это не совсем так. Поэтому возникают проблемы. Когда доктора возвращают жизнь, их боготворят, хвалят. Но стоит человеку оклематься от сложнейшей операции, выкарабкаться, он думает: а я ведь мог и не платить. И начинается ругань. Самое печальное, что общество поддерживает эту ругань.

Вспомним старые добрые времена, врач - это святое. Зачем кому-то вмешиваться в процесс врачевания? Врачи — доктора, профессора — учатся до последнего. А у нас “грамотный” обыватель, глядя в Интернет, начинает участвовать в процессе, учить, как надо лечить. Врачей это сильно раздражает. Это довольно консервативная отрасль нашей жизни, и не надо туда вмешиваться. Все равно не пустят. Врач и больной — это таинство, а мы пытаемся все вывернуть наружу.

Врачу не надо говорить, кому и что он обязан, он уже выбрал эту профессию — спасать человеческие жизни, а это требует элементарного уважения и признания.

На мой взгляд, в обществе представление о медицине надо менять, возвращаться к традициям, которые были когда-то, кстати, не так давно.
— Насколько остро в медучреждениях стоит кадровый вопрос?

— Если со средним медперсоналом ГКБ № 1 еще терпимо, то с врачебным — острейший дефицит. Не секрет, что у нас в Новокузнецке трудятся очень профессиональные медики. Если врач уезжает, то он еще, например, до Санкт-Петербурга не доехал, ему уже предложат работу. А если это еще классный специалист, которых мало, ему и квартиру дадут, и зарплату достойную, и на заведование поставят. Поэтому врачи у нас не задерживаются, уезжают, успешно работают по всей России и за рубежом. Остаются только патриоты, на них и держится медицина в городе.

Мы об этом который год кричим, но проблема не решается. У нас сегодня кадровый дефицит такой, что если весь выпуск Кемеровской медакадемии останется в профессии полностью, и, учитывая естественное старение кадров и выход на пенсию, то потребуется порядка 20 лет, чтобы насытить отрасль. Сегодня врач работает один за троих: совмещения, подработки, консультации то в одном, то в другом месте.
— Что не устраивает больше всего молодежь? Условия работы, заработная плата, быт?

— Условия работы сегодня нормальные. Мы и ремонты сделали, и оборудование закупили. Нет жилья, нет достойной труду заработной платы. Выпускник мединститута не имеет ни категории, ни стажа. Отсюда оклад около пяти тысяч рублей плюс районные надбавки. А если он хочет завести семью, а если детей? Чем он их кормить будет?

Без поддержки на федеральном уровне, а также помощи области и города мы сегодня эту проблему не вытянем. И поскольку у нас в стране базовое медицинское образование очень хорошее, и готовятся крепкие специалисты, их либо покупают еще по дороге, либо они учатся не ради профессии, а ради образования. Получить его - и строить себе карьеру в других отраслях: где квартиры, зарплаты.

Промежуток после института и ближайшими 15-ю годами (самые жизнеопределяющие), оказывается провальным. Мы только говорим: давайте придумаем для молодых врачей нормальную программу, чтобы они остались в городе. Но у города кроме этого масса других проблем: ЖКХ, дороги, спад производства, занятость населения… Но все это меркнет, если у людей нет здоровья.

С главой города Сергеем Николаевичем Кузнецовым говорили, с руководителями крупных промпредприятий тоже, все понимают, что, если в ближайшее время всем миром что-то не придумаем, то масштаб проблемы будет огромным.

— Как вы относитесь к платной медицине?
— Я обеими руками за бесплатную медицину, но при достаточном финансировании отрасли. Надо понимать, что для больницы нет ничего бесплатного. Все имеет свою стоимость, и она разная, в зависимости от того, какое заболевание мы лечим и как долго. Например, за 12-дневное законченное лечение больного нам платят 20 тысяч рублей. Сюда входит все: медикаменты, оборудование, лечение, питание, свет, тепло, вода, аренда, ремонты, халаты врачей… И еще на зарплату должно остаться.

— Что планируете на будущий год?
— Продолжим ремонт отделений больницы, приобретение современного медицинского оборудования. Сейчас уже на будущий год разрабатываем ряд социальных программ для сотрудников учреждения.

В 2014 году Первая городская клиническая больница отмечает своё 85-летие. Постараемся провести это мероприятие на достойном уровне. Планов много. Я уверен, что благодаря совместным усилиям профессионального, сплочённого коллектива мы их успешно реализуем.

Александр Бокин (фото)
Кузнецкий рабочий
Автор: Ольга Волкова

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Уже вспарились

С наступлением первых тёплых дней  городские автобусы, которые в обиходе новокузнечан…