«Русская планета» выяснила, как жителю Новокузнецка спастись от туберкулеза.

В Новокузнецке проходит акция «Белая ромашка»: каждый горожанин может проверить легкие бесплатно и без направления врача. На сегодняшний день внеплановое обследование прошли более 4,5 тыс. человек. У 13 из них выявили туберкулез. В городе пандемия этого заболевания, по числу зараженных мы опережаем многие города России.

По данным управления здравоохранения, в Новокузнецке 950 очагов туберкулеза — семей, где хотя бы один человек заражен опасной формой инфекции. 540 из них — с детьми.

«Дышим всякой дрьянью»

Врач привычно хмур и строг до официоза:

– Направление?

– Я не по направлению, я в рамках противотуберкулезного декадника, мне сказали, что можно без направления и бесплатно.

– А! По «Белой ромашке»? Тогда только полис, если с собой, мне желательно данные переписать.

«Белая ромашка» — символ международного противотуберкулезного движения. Сейчас в городе под этой эгидой проходит акция по массовому медицинскому обследованию населения. Новокузнечане могут пройти флюорографию в любой больнице по собственному выбору и в удобное время.

– Как у вас сейчас, поток пациентов увеличился? — интересуюсь я, пока рентгенолог опоясывает меня свинцовым поясом и настраивает аппарат.

– Да у нас всегда поток большой. Даже когда просто плановые обследования проходят. Вот вы сейчас в очереди долго сидели?

– Минут десять.

– Это потому что утро. Ближе к обеду валом народ пойдет и из поликлиник, и по диспансеризации. Но у нас аппарат новый, современный, все быстро, через компьютерную печать, так что очередей больших почти никогда не бывает. Вот где еще стоят старые аппараты — там очереди.

Через десять минут доктор выносит мне распечатанный снимок и его описание. «Патологий не обнаружено».

– Вы курите? — интересуется врач, рассматривая карточку на просвет.

– Давно не курю. Уже два года как.

– Некоторые затемнения есть, но слабые. В принципе, в нашем городе это нормально, поскольку много сажи и дыма в воздухе. Дышим всякой дрянью. Может, остаточные явления от того, что раньше курили. Но критичного — ничего. Следующее обследование — не раньше, чем через полгода, и не позже, чем через год. Выписку сохраняйте.

Мигранты, зэки и урбанизация

Ситуацию с уровнем заболеваемости туберкулезом в Новокузнецке незывают пандемией (эпидемия, носящая всеобщий характер — Примеч. авт.). Но врачи отмечают положительную динамику. За несколько последних лет число зараженных снижается.

Но Новокузнецк по-прежнему опережает по ним Россию. Уровень заболеваемости туберкулезом измеряется в количестве больных на каждые 100 тыс. населения. По стране средний показатель — 57, в Новокузнецке — 106. Почти в два раза выше.

Фтизиатры объясняют это особенностями нашего региона. Во-первых, высокая плотность населения. Во-вторых, высокая степень урбанизации. Отмечается большой приток мигрантов из неблагополучных регионов и стран. На территории Кузбасса и сейчас много исправительных учреждений не только общего профиля, но и специализированных, именно лечебных, где сконцентрированы больные туберкулезом заключенные. Одна такая колония функционирует в черте города.

Не каждый больной заразен. Хронические больные могут годами жить с дремлющей в организме инфекцией. Когда организм ослаблен недостатком питания или неблагоприятными экологическими условиями, он теряет способность сопротивляться заразе. Тогда туберкулез переходит в открытую форму. И передается воздушно-капельным путем. По данным медицинских исследований, каждый больной открытой формой туберкулеза может за год заразить более 20 человек.

– За 2013 год мы насчитали в Новокузнецке 583 больных с открытой формой туберкулеза. Больше чем по 100 человек на каждый городской район. Вот и считайте, — рассказывает Вячеслав Куксинский, главврач Новокузнецкого клинического противотуберкулезного диспансера, — Туберкулез — он не где-то там у нас, за забором, не в закрытой больнице. Туберкулез — он в городе. Это те, кому в больнице не хватило места. Это те, кого еще не выявили. Это те, кто сбежал от лечения. И риск заразиться для любого горожанина велик неимоверно. Единственный способ обезопасить себя и своих близких — проходить регулярные обследования. Да, часть больных с открытой формой туберкулеза находятся на стационарном лечении. Но в больнице всего 240 мест. А куда девать остальных? Второе — очень опасная ситуация складывается оттого, что врачи не могут принудительно содержать больного с открытой формой туберкулеза в отделениях. Они самовольно покидают больницу. Мы не можем этому препятствовать. Это нарушение прав человека. И они свободно садятся в маршрутку и через десять минут они уже в центре города.

Жизнь без медосмотра

Перед входом в отделение стационара меня облачают в полную медицинскую униформу, включая защитную повязку. Без них тут находиться опасно: в этом отделении проходят курс лечения больные с открытой, заразной формой туберкулеза.

– В нашей больнице очень редки случаи, когда заболевают сотрудники. Весь персонал очень ответственно относится к средствам индивидуальной защиты, гигиены. Без маски в отделение не ходим. Все у нас знают, что такое профилактика. У нас особый режим регулярных обследований. Вы думаете, что можете столкнуться с зараженными только здесь? Да вы их каждый день встречаете. В магазинах, на улицах, в общественном транспорте. Только на них там больничной одежды нет и на лбу ни у кого не написано, что человек болен туберкулезом.

В коридоре напротив операционной — несколько коек, на которых лежат люди. Один из пациентов заходится в приступе влажного кашля.

– Это временное явление, — объясняет доктор, заметив мое удивление. — В двух палатах у нас ремонт идет, пришлось временно переложить пациентов. Другие забиты под завязку, а выписывать людей пока рано: курс лечения у нас очень тяжелый и длительный. На пару дней вынесли кровати в коридор.

В прежние годы туберкулез традиционно считался болезнью социальных низов. Сейчас ситуация иная. Да, большая часть зараженных — это социально дезадаптированные, страдающие алкоголизмом, наркоманией, не имеющие места жительства. Но треть больных — люди вполне социально благополучные, имеющие семью и работу.

В 2013 году в список вновь заболевших попадали студенты, преподаватели учебных заведений, сотрудники больниц и поликлиник, работники пищевой промышленности.

Максимальному риску подвержены люди, которые часто находятся в эпидемологически важных объектах — это предприятия и учреждения, через которые проходит большой поток горожан. Там инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем, получает стремительное распространение.

– В таких объектах за минувший год мы выявили 48 случаев. 48 человек, больных в том числе и открытой формой туберкулеза, работали в прямых контактах с населением. Это говорит о крайне напряженной ситуации по туберкулезу, — приводит данные Ирина Савина, главный специалист территориального управления Роспотребнадзора в Новокузнецке. — Зараженные есть на предприятиях питания, торговли. Когда мы проводим эпидемиологические расследования таких случаев, зачастую находим нарушения в сфере обязательного медицинского профосмотра. Флюорографию люди не проходят или проходят редко. В итоге и врачи, и пациенты узнают о туберкулезе поздно, когда болезнь уже вышла на опасную стадию.

«Ложатся в больницу и убегают»

В Новокузнецке много бомжей, которые не пойдут на обследования добровольно.

– Мы организуем горячее питание. Бездомные очень охотно откликаются всегда на бесплатные обеды. Так их можно собрать, — говорит председатель новокузнецкого отделения российского Красного креста Татьяна Майорова. — За время таких обедов мы кого убеждениями, кого строгостью уговариваем пройти обследование. Иногда даже говорим: кто обследуется, того покормим. И работает. За прошлый год мы охватили больше 100% этой категории населения. Больше — потому что некоторых приходится обследовать по два раза, и здесь же надо учитывать, что бродяги редко сидят на месте. Одни уходят в другие города, другие приходят им на смену. Но большинство нам удалось обследовать. Но, правда, лечиться их не заставишь.

Сбегают. Пройти полный курс лечения — очень тяжело. Он длится много месяцев, препараты применяются тяжелые, с обширным списком побочных эффектов. Не все выдерживают. А не долечиться — еще хуже, чем заболеть. Возбудитель туберкулеза привыкает к медикаментам и успевает выработать против них защиту. Появляется лекарственно устойчивая форма туберкулеза, победить которую врачам еще сложнее, у нее заметно выше степень летальности. По данным медиков в Новокузнецке, из всех болеющих каждый четвертый имеет форму заболевания с множественной лекарственноустойчивостью.

По действующему российскому законодательству заразного больного, уклоняющегося от лечения, противотуберкулезный диспансер имеет право принудительно госпитализировать через суд.

– Если человек сам не желает лечиться, мы вправе его вернуть, — уверяет главный врач диспансера Вячеслав Куксинский. — За минувший год нам пришлось подать девять таких исков. Семь человек по суду положили в больницу. Но пациенты все равно находят лазейки. Многие в нарушение режима уходят из больницы на время. То в магазин, то к родне, то еще куда. Они потом возвращаются, но некоторое время находятся в городе, среди нас. А тех уклонистов, которые злостные, с которыми приходится судиться, мы можем именно положить в больницу, но не имеем права в ней задерживать. В законе нет слов «принудительное лечение», только «принудительная госпитализация». Они по суду ложатся. И тут же убегают. Только в психиатрических учреждениях есть практика изолировать опасных больных от общества, у нас, фтизиатров и пульмонологов, такого законного права нет. А больные прекрасно знают, что по Конституции они имеют право на свободу передвижений. Насильственное удержание заразного больного сделает нас преступниками.

Некоторых успехов можно было бы добиться, имея подходящее помещение, с инфраструктурой, дающей возможность строгого контроля над пропускным режимом. Чтобы был забор, КПП, система наблюдения. Из нынешней больницы сбежать легко. Врачи даже не узнают о нарушении режима. Для нужд противотуберкулезного диспансера найдено подходящее здание. В Кузнецком районе, на Малоэтажке. Помещение бывшего профтехучилища № 20 передано диспансеру комитетом госимущества Кемеровской области еще в 2010 году. Но в эксплуатацию до сих пор не запущено: нет денег на ремонт.

– Там было бы удобно поместить отделение для больных тяжелой формой туберкулеза, там есть и забор, и ворота, и пост охраны. Оттуда уже просто так не сбежишь. Мы хотя бы будем знать, кто, куда и когда ходил, — рассказывает главный врач. — Сейчас ремонт здания начали, но денег нет. Поскольку мы — государственная организация областного подчинения, мы ждем денег именно из области, город не имеет права нас финансировать самостоятельно. Как только финансирование возобновится, мы закончим работы. В этом же здании планируем открыть хоспис. Больные неизлечимой формой туберкулеза требуют особого ухода — так называемой паллиативной помощи. Да, мы не можем их спасти, но не имеем права их бросить на произвол судьбы, мы можем облегчить их страдания в последние дни, часы, минуты.

– А сейчас они где умирают?

– Бывает, что и дома. Но мы стараемся до этого не доводить, и всех тяжелых больных помещаем в стационар. Это тоже плохо — держать неизлечимых пациентов с теми, кто еще может поправиться. Но смертность на дому еще хуже. Она у нас в городе сведена к минимуму.

– Туберкулез среди нас. Мы все рискуем заразиться, — уверяет Елена Быкова, заместитель начальника управления здравоохранения. — Мы ездим в автобусах и беремся за поручни. Ходим в магазины и там трогаем рукоятки корзинок. Встречаем людей на улицах. Берем в руки деньги, которые неизвестно в чьих руках побывали раньше. Туберкулез — это чрезвычайно опасное заболевание. Да, борьбой с ним занимаются и врачи, и санитарные службы, соцзащита и даже МВД, но пока каждый горожанин для себя лично не прочувствует глубину проблемы, мы не добьемся хорошего результата. Люди не боятся. А зря.

http://novokuznetsk.rusplt.ru

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Автобус с рабочими перевернулся в Новокузнецке

Полицейские устанавливают обстоятельства ДТП, в котором пострадали 10 человек. Накануне ок…