В Латвии на 3 месяца ограничена ретрансляция телеканала «Россия-РТР». Конечно, в нашей стране многие тоже называют российские телеканалы рупором военной пропаганды, но Латвия заявила об этом официально, еще и приложив результаты научного исследования. Решение об ограничении принял Национальный совет по электронным СМИ Латвии. Он выбирается латвийским сеймом на 5 лет, но не является частью исполнительной власти.

Подобные советы есть во многих странах Евросоюза. Это независимые регуляторы, удерживающие СМИ от сползания в пропаганду или желтизну. В Латвии совет следит за соблюдением национального и европейского законодательства, разрабатывает для латвийских электронных СМИ ежегодный общественный заказ и определяет стратегию их развития.

Почему запретили «Россию-РТР», что такое пропаганда и как российским и латвийским СМИ следует развиваться дальше? На вопросы «Новой газеты» отвечает председатель Национального совета по электронным СМИ Латвии Айнарс Димантс.

— С 8 апреля латвийские кабельные операторы исключили из своих пакетов канал «Россия-РТР». Почему вы приняли такое решение?

— Потому, что в новостных и так называемых аналитических программах канала нарушается закон. Присутствует разжигание вражды по принципу государственной принадлежности. Более того, в передачах содержится призыв к военным действиям. А разжигание межнациональной вражды и призывы к войне запрещены латвийским Законом об электронных СМИ. Более того, подобные нарушения не допускаются Европейской конвенцией о трансграничном телевидении, которую наша страна, в отличие от России, ратифицировала. Ограничение ретрансляции в ряде случаев предусматривает и директива Европейского союза об аудиовизуальных медиауслугах. Конечно, в эфире «России-РТР» шла речь об Украине, но латвийский закон не оговаривает, о каких странах должна идти речь. Да и с Латвией ситуация связана напрямую, поскольку телеканал постоянно говорил о защите русскоязычных, а с помощью этой аргументации можно оправдать возможную войну в целом ряде стран.

— То есть другие страны вас поддерживают?

— Такие же ограничения сейчас ввела Литва, и суд подтвердил их правомерность. Хотя, конечно, европейский юридический механизм нуждается в доработке. «Россия-РТР» подает сигнал на спутник через наземную станцию, которая расположена в Швеции. В данном случае телеканал находится в шведской юрисдикции. То есть Россия должна выполнять закон Швеции, вещая на Латвию. А шведские власти не следят за соблюдением законности со стороны телеканала. Считаю, что в Европейскую директиву об аудиовизуальных медиауслугах надо внести изменения, чтобы программа третьей страны, направленная на страну—члена ЕС, находилась в юрисдикции последней.

— Но в Латвии вещает целый ряд других российских каналов. Почему закрыли именно «Россию-РТР»?

— Не закрыли, а временно ограничили. Потому, что это лидер президентской российской пропаганды войны. Посмотрите списки журналистов, награжденных Путиным за информационную кампанию по возвращению Крыма. Половину занимает ВГТРК. Раз Путин считает, что именно этот канал внес наибольший вклад, то и мы спорить не будем.

— Кто и как определял, что в передачах содержится пропаганда?

— Есть научное исследование, которое выполнила профессор Латвийской академии культуры Дайна Тетерс. Проведен лингвистический, семиотический и психологический анализ новостных программ, показанных «Россией-РТР» с 2 по 17 марта. Изучался и текст, и видеоряд. Выявлены признаки пропаганды и узконаправленного психологического воздействия на аудиторию. Да это, по-моему, видно и обычному человеку. Ведь пропаганду ведут даже не участники репортажей, а сами журналисты. Особенно тут выделяется Дмитрий Киселев с его программой «Вести недели», где были прямые призывы к войне. Это недопустимо ни с правовой, ни с человеческой точки зрения.

— Русская община Лиепаи приводит данные социологического опроса, согласно которому ваше решение не поддерживают 70 процентов опрошенных. Люди на самом деле выступают за свободу слова, или же протесты подогревает Москва?

— Я бы сказал, что большинство нас поддерживает. Четких исследований на эту тему еще нет, но даже среди русскоязычного населения наше решение одобряет по крайней мере половина: об этом мне говорили социологи и русскоязычные журналисты. Конечно, без Москвы протест не обходится. Но для нас главное в другом: люди стали задумываться о содержании передач, самостоятельно мыслить. При этом обратите внимание: ограничение касается кабельного вещания, но мы не трогаем интернет. Более того, помимо «России-РТР» остался ряд других российских каналов, включая «Россию 24», «НТВ-Мир», ТВЦ, РЕН-ТВ, «Дождь». Так что разнообразие информации не пострадало. Но наше ограничение — это, не скрою, политический ход, предупреждение вещателям о том, что закон должен выполняться.

— Когда идут военные действия, на телевидении нет информации. Есть пропаганда и контрпропаганда. Собираетесь ли вы что-то противопоставить российским каналам?

— Мы не будем отвечать пропагандой на пропаганду. Надо отвечать созданием независимого СМИ, которое будет наиболее полно и широко выражать интересы общества, предоставляя зрителю все существующие точки зрения. Потому что пропаганда боится разнообразия. Сейчас мы работаем над созданием совместного балтийского общественного телеканала на русском языке, который вещал бы в Латвии, Эстонии и Литве. Разрабатываем информационное содержание, которое предполагает сотрудничество с российскими независимыми каналами. Надеемся на помощь украинских каналов, которые производят русскоязычную продукцию. Будут отдельные новости для каждой из трех стран, будет и общая программа. Думаю, новым балтийским каналом заинтересуется и российский зритель.

— Если Россия продолжит поддерживать вооруженных украинских сепаратистов, будут ли отключены в Латвии другие российские каналы?

— Если война продолжится, против российских каналов, полагаю, выступит вся Европа.

— Вещание «России-РТР» ограничено на 3 месяца. Что будет по истечении срока? Канал снова включат?

— Надо дожить до июля. Многое зависит от того, как будет развиваться ситуация в Украине.

— Нам по российскому телевидению показывают, что в Латвии славят свастику и проводят фашистские марши. Наверняка определенные стереотипы есть и на латвийских каналах в отношении России. Что бы вы посоветовали российским и латвийским СМИ, чтобы наши страны воспринимались как дружественные?

— Отражать все мнения, которые есть в обществе. И уйти от негативных стереотипов. Левые и правые радикалы есть в любой европейской стране, но не они определяют политику. В том числе и в Латвии. Российские журналисты должны понять, что Латвия — это демократическое государство. А латвийским СМИ я посоветовал бы показывать, что в России не все поддерживают Путина. И еще им надо побывать в российской глубинке, приблизиться к простым людям. Пока же в латвийских медиа доминирует российский официоз. Словом, вместо силового подавления всегда нужна альтернатива. В этом и состоит свобода.
Мнение эксперта

Профессор Латвийской академии культуры Дайна ТЕТЕРС — о работе телеканала «Россия-РТР»:

— Выводы сделаны на основании лингвистического, семантического и психологического анализа новостей на телеканале «Россия-РТР» со 2 по 17 марта 2014 года:

1) сознательное использование предположений, которые смешивают то, что уже известно, с новой информацией; при этом игнорируется тот факт, что старое и новое зачастую не имеют отношения друг к другу;

2) использование метафор, которые подменяют место и язык происходящего;

3) подчеркнуто адресное объединение аудитории, то есть содержание передач и способ подачи информации сфокусированы на точно рассчитанной узкой аудитории;

4) объяснение вещей и явлений без учета их комплексной природы, то есть их предоставление в примитивном виде.

http://ertv.fr

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Звонок очень важен: операторов обяжут сообщать об изъятии номера

Забирают без уведомления Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о рас…