Валуев в 1945-м вручил фронтовику благодарность, а сейчас — махровый халат
 
 

«Машина времени» здесь ни при чем: просто два самых важных дня в жизни кузбассовца – в молодости и в старости – оказались связаны с родом Валуевых
И в 1945-м Ивана Гоголева награждал родственник Николая Валуева – Валуев-старший, майор, начштаба 54-го пограничного Краснознаменного отряда войск НКВД. В подтверждение этого – ветеран Иван Михайлович всю жизнь бережно хранит справку:
— Приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза т. Сталина N372 от 23 августа 1945 г. мотористу п/з  (погранзаставы. – Ред.)…  красноармейцу Гоголеву Ивану Михайловичу, участвовавшему в боях с японскими империалистами…  за отличные боевые действия объявлена благодарность. Начальник … отряда Турков.  Начальник штаба… Валуев.
А прошла жизнь и на днях – уже  депутат Госдумы от Кузбасса, знаменитый спортсмен  – Николай Валуев – подарил старому ветерану в подарок – махровый халат.
Перед  9 мая Николай Валуев начал обходить квартиры  своих подопечных – кузбасских фронтовиков. Так, Валуев позвонил в двери двух кемеровских ветеранов Великой Отечественной войны – Ивана Гоголева и Василия Плахутова. И, перешагнув с улыбкой их пороги, почти упираясь в потолки головой, вызвал ответную радость. Старики -засуетились, давай приглашать за стол.
Как рассказали «КП» очевидцы, большой Валуев был похож на Солдата-освободителя. И напомнил согнувшимся дедам их молодость…  А  еще он подарил им махровые халаты. И попал в точку, потому что ветеранов заранее спросили о заветном желании. Те, поколебавшись, заказали халаты и получили именно такие, какие хотели.
Со  словами «Пользуйтесь на здоровье, чтобы он (халат. – Ред.) Вас согревал!» Николай Валуев крепко пожал руку каждому ветерану. А потом, после разговоров «за жизнь» и прощальных объятий, признался уже в своем твиттере о том, как эти встречи запали в душу:
— Представляете, Человек на танке в Берлин въезжал. Спрашиваем: что подарить? В ответ: махровый халат…  А еще один ветеран попросил спортивный костюм. Нет людей проще и лучше наших ветеранов!
… Добавим, нет людей скромнее и оптимистичнее! А ведь  Герои, избавившие мир от фашизма, могли бы попросить или потребовать у депутата и у страны  вообще — хоть что.
Но они – удивительное поколение бессребренников, золотой запас России.
 
«Я вечером 8 мая устрою себе большую баню и обновлю халат…»
Пакетик с синим «валуевским» халатом, с заморской наклейкой и мягким ворсом, у Ивана Михайловича Гоголева пока лежит в шкафу. Но он достает его каждый день, примеряет перед старым зеркалом, подпоясывается («чисто помещик») и, немного походив, привыкая, снова прячет.
Это мой первый в жизни халат. Берегу до 9 мая! Устрою такую баню! Конечно, с моей родной банькой под Тисулем не сравнить (а я 70 лет прожил в поселке золотодобытчиков — Центральном, в своем доме, и лишь теперь в Кемерово да и в квартиру переехал). Но все равно я в ванне к празднику душу-то  отведу. И халат Николая Сергеевича – надену. Да еще чайничек заварю…, э-эх, как я любил всегда деревенскую баню и чаи после нее! – вздыхает фронтовик и — улыбается. – Правда, длинноват халат, но хорош. Вот такую бы теплую ткань – да нам бойцам тогда бы, в 1945-м, под гимнастерку.
… А мерзнуть  Ване Гоголеву, призванному на войну почти мальчишкой, в феврале 1944-го, пришлось, как и всем бойцам – немерено. В учебке — на Алтае, когда жили в сарае на нарах и грелись в морозы только тем, что зарывались в хилую подстилку – солому. На границе — на Дальнем Востоке, лежа в дозоре на снегу по 4 часа при минус 40.
— Зато в боях с японцами было жарко и страшно. Мы тогда взяли их заставу и еще 150 километров в марш-броске под пулеметным огнем прошли, на Харбин. Пока нас не развернули назад, — рассказывает Иван Михайлович. — А капитулировали японцы, и я, хоть и рвался поскорее – к родным, демобилизовался еще только через 4 года.
А о чем мечтали ветераны в 1945-м?
Иван Гоголев (жмет плечами):
— Все молились, чтобы поскорее бы кончилась война. Мечтали о мире и… тепле. А еще – о семье (у меня же тогда даже девушки еще не было), о детях и внуках. О профессии, которая бы пригодилась Родине. А из вещей – хотелось первый в жизни галстук купить. И – мотоцикл, предел желаний. С войны – я ничего не привез, только благодарность от Сталина. А дальше — все СБЫЛОСЬ. Женился на лучшей девушке в мире – Кате. Двух детей вырастил, 5 внуков. Работал на износ. И мотоцикл – имел,  и по таежным дорогам он нас много-много лет возил.
… Но почему наши ветераны (не только Иван Михайлович, но и фактически все) ни в 1945-м, ни сейчас, не мечтали и не мечтают по-крупному?..
Потому что в 1945-м они, сдерживая на востоке – японцев и на западе — взяв рейхстаг, вдруг заметили то, на что за все годы тяжелой войны просто не обращали внимания.
И – не расстроились.
Ведь как рассказывал «КП» не так давно другой ветеран, Алексей Костюков, участник штурма Берлина, дважды орденоносец —  из Анжеро-Судженска, во время тех решающих боев за Берлин и он, и его товарищи были одеты, кто во что горазд. Но рассказывать об этом  — 60 с лишним лет — было не принято.
Фронтовик Алексей Костюков рассказал правду о том, как снимали кинохронику о штурме рейхстага и какими износившимися были бойцы.
Например, на Костюкове были гражданские штаны, немецкая летчицкая куртка и авиашлем.
— А под низом была наша форма, мне ее не меняли со Сталинграда. На штанах – на коленях – дырищи, во весь зад – дыра. И от гимнастерки сзади – один воротник. Все износилось и истлело, исшаркалось на войне. И одетых, как я, у Бранденбургских ворот было много. Один солдат рядом был даже в женском зеленом пальто. Голытьба. Мы были голодранцами, но не комплексовали и не страдали из-за этого. Подумаешь, шмотки. И что такое шмотки – тогда и сейчас, 60 с лишним лет спустя?! Ерунда! Главное, мы победили! – рассказывал ветеран.
Кстати, по словам Алексея Михайловича, именно из-за  одежды ни он, ни его друзья в кинохронику о штурме Берлина так и не попали:
— Хотя мы были среди тех, кто брал рейхстаг. Но как нас было миру показывать?  Бойцы были одеты в рвань и наполовину в гражданское… Я все-таки попросил оператора снять меня, чтобы мамка в Сибири увидела, но тот отказался… Операторы  взяли для съемок солдат только в хорошей форме, чистых, красивых и прибывших через сутки, уже из «второй волны».
…Алексей Костюков, приехавший с войны в родной Кузбасс с запада, похоже, был на чуть-чуть богаче Вани Гоголева, приехавшего с войны, с востока.
 
Костюкова тогда задержали на службе в Германии на два года. И он, перед дорогой домой, нашил себе на немецкой машинке… гимнастерок. Целых… две. И был счастлив.
 
 
Еще
Еще Главное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Автобус с рабочими перевернулся в Новокузнецке

Полицейские устанавливают обстоятельства ДТП, в котором пострадали 10 человек. Накануне ок…