Тенденции, что мы видим на примере Азии, не являются новыми для человечества. Не стоит думать, будто подъём стран Востока есть нечто случившееся буквально вчера — наоборот, об этом писали и думали учёные ещё в начале прошлого века. Уже тогда о подъеме Азии свидетельствовали не только успехи японской модернизации и превращение Японии в современную державу, но и структурные изменения социальной композиции племенных и этнических групп в покорённых государствах Азии, будь то британская Индия, французский Индокитай или голландская Ост-Индия. Колонизаторы приносили в покорённые регионы новые технологии, новые товары, невольно способствовали созданию среди коренного населения местной интеллектуальной элиты, и, в конечном счёте, стимулировали развитие национализма среди азиатских народов.

По сей день такие страны, как Индия, Пакистан и Индонезия представляют собой, по сути, наследие колониальных времён. Не стоит выносить положительную или отрицательную моральную оценку этим событиям — нельзя утверждать, что колониализм был злом или благом, но можно лишь констатировать, что без европейских колонизаторов некоторые современные нам большие азиатские государства вряд ли сложились бы. Та Индия, котору мы знаем, не имеет реальных корней в истории этого региона, содержащего в себе множество этнических, культурных, конфессиональных и языковых групп. Европейский колониализм оказал сильнейшее влияние на всю Восточную Азию, оставив неизгладимый след в истории его народов.

87481ded1b451fb61ef7c3892274754f

Необъятные просторы Азии — место столкновения множества государств, народов и религий — вновь стали ареной для грандиозного противоборства.

Современный подъём Китая, с учетом исторической ретроспективы, не стоит рассматривать как нечто экстраординарное. Азиатский регион, на столетия оказавшийся задвинутым за занавес истории, наконец-то, вышел из-за него и начинает играть все более значительную роль в глобальной игре. Безусловно, взлёт Китая выглядит как нечто невиданное. Достаточно вспомнить, что немногим более полувека назад Китай казался безнадежной страной, известный лишь продажностью своих чиновников, бездарностью своих политиков и, конечно, грохотом гражданской войны, разоряющей страну и убивающей миллионы её жителей. Немногим ранее, в 20-е годы XX столетия Китай был огромным Сомали, территория которого была разделена на множество лоскутков, управлявшихся военными правителями.

Теперь Китай — могущественная и динамичная держава, один из лидеров мировой экономики и её глобальный экономический локомотив. Уровень жизни китайцев существенно возрос — по информации МВФ, китайский ВВП на душу населения по паритету покупательной способности превзошёл уровень Украины и Албании, пусть и беднейших, но, всё же, европейских государств. Можно скептически относиться к уровню жизни китайского населения, однако то, что Китай переживает эпоху невиданного в своей истории роста благосостояния населения, является очевидным фактом. Никогда ранее жители Поднебесной не имели доступа к такому количеству различных материальных благ.

Вместе с ростом экономики и благосостояния китайского населения растут и глобальные амбиции Китая, подогреваемые стремительным, но, в целом, достаточно сбалансированным ростом военных возможностей этой страны. Несмотря на серьёзную зависимость по ряду комплектующих от европейских производителей, Китай демонстрирует способность самостоятельно производить широкую номенклатуру современного вооружения и военного оборудования — от основных боевых танков до эсминцев с управляемым ракетным вооружением. Китай является одной из немногих стран мира, производящих самолеты четвертого поколения и основные боевые танки третьего поколения. Также, стремительно развивается военно-морской флот, закладываются все новые и новые эсминцы и фрегаты, строящиеся по вполне адекватным проектам. Эти корабли способны быть эффективным инструментом в руках китайских политиков и адмиралов, стремящихся расширить военные способности Китая и иметь возможность проецировать свою военную мощь за пределы своих сухопутных границ.

c9d4db4701b5ea8c06d5398d99e0c122

 Агитационный плакат НОАК, призывающий молод`жь выбирать военную службу.

Несмотря на сомнительный характер панических слухов о «желтой угрозе», которая, дескать, вот-вот экономически перегонит США и отберёт у русских Сибирь, нельзя не признать некоторую правомерность подобных суждений. Рост Китая начинает все более восприниматься Вашингтоном как угроза американскому лидерству. Возникновение экономически равного противника, обладающего огромными людскими ресурсами и военной мощью, может стать последним гвоздем в гробу Pax Americana. Уже сейчас в Тихом океане сосредоточены крупные военно-морские силы Соединенных Штатов, США развивают свои отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, стремясь поддерживать партнерство со старыми союзниками и обрести новых.

Чтобы обсуждение американо-китайского соперничества имело предметный характер, необходимо, хотя бы, краткое обозрение политического и географического пространства, в рамках которого протекает данный конфликт. Достаточно пробежаться беглым взглядом по карте, чтобы, в общих чертах, обрисовать ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту. Кратко рассмотрим всех соседей Китая и проанализируем перспективы их взаимоотношений с Пекином.

Северная Корея будет первой страной в нашем списке. Она же является одним их самых неоднозначных примеров дружественных Китаю государств. С одной стороны, для Пхеньяна жизненно важно поддержание отношений с Китаем — северяне ведут выгодную торговлю с великим западным соседом, китайские инвесторы вкладывают средства в проекты на территории могучей и процветающей корейской державы, еще недавно с трудом сводившей концы с концами. В целом, зависимость северокорейской экономики от китайского капитала очень велика, однако, элиты КНДР весьма обеспокоены таким положением дел, а потому стараются компенсировать китайское влияние сотрудничеством с другими странами региона — с недавних пор, в том числе и с Россией, торговый оборот с которой ещё недавно был чрезвычайно невелик для обеих сторон. Страх перед Китаем и опасение дальнейшего роста зависимости от него носит и военно-политический характер — например, северяне озаботились укреплением пограничных территорий с Китаем и к настоящему моменту обладают неплохо оборудованной в военном отношении границей.

Китай же совершенно не в восторге от правящего в соседнем государстве квазифеодального режима, демонстрирующего неописуемую беспомощность и никчёмность своей государственности. Агрессивная риторика КНДР совсем не привлекает отягощенный собственными конфликтами Китай. В случае угрозы дестабилизации ситуации на Корейском полуострове, у китайских генералов и политиков вполне может появиться соблазн провести операцию по смене высших военно-политических элит в Пхеньяне, взяв за образец соответствующий советский опыт.

Несмотря на страхи северокорейцев в отношении Китая, в конечном счёте, положение Пхеньяна незавидно: с одной стороны, северяне боятся своего могучего соседа, а с другой — сотрудничество с этим соседом является для стабильности северокорейского режима необходимым. С другой стороны, падение существующего в Северной Корее режима может привести к созданию единого корейского государства, которое вряд ли будет для Китая более желанным соседом, нежели страна чучхе.

005b19d2681dd9c936c765efa7d7f79b

 Северокорейский агитационный плакат.

Военная мощь КНДР не представляет для Китая ни серьёзной ценности, ни реальной угрозы. Материальная часть Корейской Народной Армии безнадёжно устарела. Хотя, северяне наладили производство ряда образцов вооружений, включая танки, стрелковое оружие, артиллерийские системы и относительно современные крылатые ракеты, самые последние образцы этой техники соответствуют, в лучшем случае, не самым совершенным аналогам двадцатипятилетний давности, однако, способность производить их в серьезных количествах приходится поставить под сомнение.

Южная Корея является, определённо, не самым любимым соседом Китая. Это союзное для Вашингтона государство и не имело дипломатических отношений с Китаем вплоть до начала 1990-х. Кроме непосредственно войск США на территории страны, сама Южная Корея обладает мощными и хорошо оснащёнными вооруженными силами. Собственный военно-промышленный комплекс Сеула способен осуществлять производство бронетехники, самолетов и кораблей мирового уровня. Вооружённые силы южан, также, достаточно велики, значительным военным потенциалом обладают как морская и авиационная военные компоненты, так и сухопутная составляющая. Кроме того, Юг обладает и полноценной мобилизационной системой, позволяющей ему развернуть армию мирного времени в мало уступающую численно, и технологически тотально превосходящую «противника» военную силу.

Помимо мощного военного потенциала, Южная Корея обладает сильной и высокотехнологичной экономикой. В 90-е годы XX века корейцы установили сильные экономические связи с Китаем. Наряду с опасениями Китая в отношении Юга, имеется тенденция к увеличению экономического, культурного и научного обмена. Для китайской стороны тесные экономические связи с Южной Кореей являются чрезвычайно положительным моментом.

Американское присутствие в Корее обозначается не только ограниченными силами США, но и тесным взаимодействием с вооруженными силами Сеула, наличием современной и развитой военной инфраструктуры. Вполне очевидно, что китайские военные и политические элиты не могут не считаться с тем значением, которое имеет для региона Корея. Весьма неприятно для китайцев и тесное сотрудничество между Сеулом и Токио, особенно с учётом важности стратегического значения Корейского полуострова.

Продолжение в следующей части.

politrussia.com

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Звонок очень важен: операторов обяжут сообщать об изъятии номера

Забирают без уведомления Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о рас…