На месте парка отдыха «Водный» могут построить жилой квартал

Очередное занятие городского объединения краеведов “Серебряный ключ”, традиционно собирающегося в Гоголевке с целью обсудить “больные” вопросы жизни нашего города, посвящалось всем близкой с детства теме “Город-сад”.
С малых лет мы слышали слова Маяковского: “Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть, Когда такие люди в стране в советской есть”. Эта формула, как сказала постоянная ведущая заседания доцент НФИ КемГУ кандидат исторических наук Елена Макарчева, долго использовалась для конструирования образа города, как способ презентации его как города-сада. 
Странно уживались два несовместимых художественных образа Сталинска-Новокузнецка — город-сад и стальное сердце Сибири. Но горожане об этом не задумывались. Садом, конечно, Новокузнецк не стал, как и просто особо зеленым городом. Есть города, где зелени больше и пышнее она. Но тем не менее намерения властей были отличные.
Елена Макарчева привела в пример генеральный план развития города 1948 года. По этому плану парк Водный должен стать центральным парком культуры и отдыха. Сегодня есть сведения, продолжала ведущая, что территория Водного отдана под застройку. По тому же генеральному плану предстояло расширить Сад металлургов за счет осушения болота. Это было сделано. И в 1960-е годы горожане на субботниках посадили деревья, расчистили дорожки. Сегодня же в парке Гагарина деревья вырубаются. Есть такая информация. На месте кафе “Юность” собираются строить большой развлекательный комплекс. Зеленые насаждения в городе сокращаются как шагреневая кожа, высказала озабоченность ведущая, приведя в пример череду спиленных деревьев на улице Кутузова.
Обеспокоенность за наш город проявили многие краеведы. Говорили горячо, сбивчиво, порой одновременно, перебивая друг друга. 
Тем не менее выступления были дельные и очень интересные.
— Я держу “Кузнецкий рабочий” за 7 июня 1997 года. Статья “Карта смертельного риска”, — говорил доцент СибГИУ Юрий Кириллович Власкин. (Было приятно, что на нашу газету много ссылались, и не только Юрий Кириллович. А он даже сказал, что газета так много уделяла внимания облагораживанию территории нашего города, что по ней можно проводить целые исследования.) На карте он показал загрязненные районы и наиболее пригодные для жизни. Он говорил о велосипеде как способе передвижения по городу, об экологически чистом транспорте — троллейбусе. Но я хочу привести такой фрагмент его выступления:
— У нас вдоль проспекта Бардина построен металлургический корпус. Если вы проедете до корпуса, увидите шеренгу сосен. Возник вопрос строительства автостоянки у входа в металлургический корпус. А там росли высоченные сосны. Они благоухали. Но территория уже была огорожена. Я думал: неужели поднимется рука срубить эти сосны? Поднялась. Устроили стоянку. Заасфальтировали. Все равно места для машин не хватает. Стоят на тротуаре. Хоть остальные деревья вырубай. Это жизнь.
У нас есть большие возможности по совершенствованию и облагораживанию чистых зон с учетом того, что наш город промышленный. Это район Ильинки, Левого берега, где красивые дома. Естественно, трасса нужна. От этого не уйдешь. Но между домами надо, конечно, применять более экологический вид транспорта. Нужен доступный для каждого горожанина план экологически чистых зон, парковой системы. Он должен быть опубликован в виде какого-то сборника, — продолжал предлагать Юрий Кириллович.
Приводили в пример и зарубежную практику. О большом парке в Германии, в котором и площадки для детских игр, и рестораны, и озеро, и до которого можно добраться на любом городском транспорте, рассказала Татьяна Юрьевна, считающая, что наш город в зеленом виде исчез, и о том, что во Франции по узким улочкам ездят только на велосипедах. Но, видимо, эти заоблачные примеры нам долго еще не будут подходить.
Участник экологического движения Антон (не все называли свои фамилии) рассказал о собрании по поводу соснового бора в Заводском районе, где собираются застроить лесной массив, чтобы построить там жилые дома и два детских сада.
— Руководитель проекта четко сказал: “Мы деревья рубить не будем, если нам это будет невыгодно”. А ведь там такой замечательный лес!- сокрушался Антон.
Собрались на “Серебряном ключе” обсудить проблему не просто не равнодушные люди, а знающие предмет разговора, владеющие темой. Очень интересным было выступление директора “Зеленстроя” Петра Николаюка.
— Я почти 30 лет занимаюсь этими вопросами. Что я могу сказать? Все заброшено напрочь. 
Сегодня новокузнецкий “Зеленстрой” — крупнейший питомник за Уралом. 170 гектаров, представляющих более 70 видов растений. Мы снабжаем Астану, Сочи, Иркутск, Красноярск, Кемерово, но не свой город. Мы не выигрываем тендеры по одной простой причине: не обеспечиваем откат. Я говорю то, что есть. Находят разные причины: не указали диаметр гранул удобрений. В 1965 году мы вышли на второе место после Москвы по количеству высаженных растений на одного жителя. Сегодня этого нет. Любым делом должны заниматься специалисты. Никто в городе озеленением не занимается. В прежние времена мы озеленяли как минимум 200 школ. А сейчас? Да, есть валка деревьев, есть естественный отпад. Но если все подчистую спилить — это же варварство! Тополь незаменим в городе. Он занимает второе место после хвойных деревьев по очистке воздуха. Но за ним нужен уход. Должна быть инвентаризация взрослых деревьев. А теми темпами, с которыми вырубаются они, через пять лет вы будете жить в пустыне.
Многие растения высаживаются на коммуникациях, на теплотрассах. Это ни к чему хорошему не приводит. Надо создать какое-то положение о состоянии зеленых насаждений в городе, сохранить то, что есть, хотя бы ценные породы. Надо, чтобы этими вопросами занимались все-таки профессионалы, а не случайные люди.
Руководитель “Зеленстроя” говорил очень горячо, и от его выступления делалось совсем грустно. Но и речь главного архитектора Александра Колтакова, с которой он выступил одним из первых, оптимизма не добавляла. Он говорил о новом генеральном плане города, в котором прослеживается стремление сохранить зеленые островки.
 
— 30 марта была коллегия, и я там выступал, говорил о необходимости не потерять нам остатки зеленых насаждений, — признавался Колтаков.
Город — 42 тысячи гектаров, 12 тысяч из них — под застройкой, более 10 тысяч составляют зеленые насаждения. Одна из главных задач, — сказал он, — сохранить парк Гагарина, Сад металлургов, Сад ДК имени В.В.Маяковского. Мы должны сохранить то, что можем обслуживать.
Число пешеходов по отношению к числу автомобилей в 1950-е годы и сейчас поменялось с точностью наоборот. Крупный мегаполис теперь наш Новокузнецк. Стоянки необходимы. А делаются они за счет “зеленки”. Сотни машин вокруг домов среди деревьев на газонах. Как найти компромисс среди пешеходов и автовладельцев? Летом с мэром обошли парк Гагарина. Мы знаем, аппетиты у застройщиков большие, но ни метра парка отдано не будет, — обещал архитектор. — Водная по генплану — зона отдыха горожан. Есть проекты зайти на эту территорию с жилищной застройкой. Но это пока проекты.
В выступлении главного архитектора не было такой уж железной убеждающей уверенности. И, наверно, поэтому его слушали без должного пиетета и особых надежд. Говорили о публичных слушаниях. Глас народа, то есть мнения горожан, как объяснил Колтаков, носят совещательный, рекомендательный характер, поскольку из сотни претензий пять здравых. С этим и не поспоришь.
Была в этот вечер и вторая, меньшая часть заседания, посвященная любителям-садоводам, я бы сказала, более тихая и экологичная, если бы не столь драматическая судьба основоположника сталинского садоводства Ивана Бедро (доклад Владимира Пилипенко), основавшего Садопарковое. И то, что теперь нет Садопаркового хозяйства, а построены на том месте коттеджи…
Во дворе моего дома много деревьев — тополя, березы. Все время боюсь: вдруг вырубят все и поставят какой-нибудь дом. На днях спилили сучья ближайших деревьев с набухшими почками, готовыми вот-вот выпустить клейкие зеленые листочки.
Спросила одного из рабочих, по виду бригадира: почему они пилят деревья? Кто разрешил?
— Видите, — говорит, — машина стоит прямо под ветвью? А если она упадет? Мы же спиливаем не полностью деревья. А разрешил директор. У него согласованность с лесхозом…
 
Еще
Еще Главное

4 комментария

  1. foma1961

    23.05.2012 17:28 в 17:28

    Вы только посмотрите как эти говнюки-«косиловцы» рассуждают о том, что им выгодно и что нет. Вы ушлепки вначале посадите сосновый бор (это я про Заводской р-он), подождите 30 лет пока он вырастет, а потом рубите-губище то вместе с Администрацией р-на расскатали на не Вами посаженное. Глаза то разуйте-кто покупает Ваши хаты, везде на построенном:»Продается», кто под такую ипотеку может у вас что купить, но вам Загребущим все мало. Ломайте четрехэтажки по Горьковской и 40 лет ВЛКСМ и стройте сколько вам влезет. 😐

    Ответить

  2. ОЛьХА

    23.05.2012 17:57 в 17:57

    [quote name=»foma1961″]Вы только посмотрите как эти говнюки-«косиловцы» рассуждают о том, что им выгодно и что нет. Вы ушлепки вначале посадите сосновый бор (это я про Заводской р-он), подождите 30 лет пока он вырастет, а потом рубите-губище то вместе с Администрацией р-на расскатали на не Вами посаженное. Глаза то разуйте-кто покупает Ваши хаты, везде на построенном:»Продается», кто под такую ипотеку может у вас что купить, но вам Загребущим все мало. Ломайте четрехэтажки по Горьковской и 40 лет ВЛКСМ и стройте сколько вам влезет. :-|[/quote]
    +100500

    Ответить

  3. ОлесяКор

    24.05.2012 10:18 в 10:18

    Готовы все деревья срубить, а на их месте дома построить. Только бы кошельки свои набить.

    Ответить

  4. ОлесяКор

    24.05.2012 10:20 в 10:20

    Грустно, что же дальше будет. Как в пустыне — одни инфраструктуры. :sigh:

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Чиновники все равно делают по-своему

Желание жителей домов близрасположенных со зданием бывшего детского дома на пр.Пионерский,…