«Страхование есть торговая спекуляция: страховщик за премию продает страхующемуся уверенность в целости отваживаемой им суммы, и рискует получить выгоду или потерпеть убыток, смотря по числу застраховывающихся..», — наиболее откровенно говорил о виде данной деятельности журнал Министерств внутренних дел России в 1832 году. Вообще-то страхование обладает множеством функциональных особенностей, которые характерны для данного вида бизнеса: помимо ярко выраженной экономической составляющей, оно имеет прямое отношение к социальной сфере и психологии. Вот почему столько много у него определений, даже в толковых словарях резко отличающихся друг от друга. На мой взгляд, наиболее точно охарактеризовал страхование немец Колер в таком же далеком 1910 году. Но его определение исключительно философское: «Страхование — это победа человеческого мышления над грубыми силами жизни, победа мыслящей логики над нелепо складывающимися обстоятельствами («alogishe Gestaltungen»), с которыми нам приходится бороться».

На днях мне позвонил менеджер не то банка, не то страховой компании (хотя в большинстве случаев теперь – это двуглавый змей) и предложил как клиенту, взявшему когда-то кредит и исправно выполняющему свои обязательства, заключить договор о страховании, который и составляет-то ежемесячную плату чуть меньше процента от суммы задолженности. Нить разговора, думаю, ясна: повезут на кладбище, а ты, оказывается, на бренной земле теперь автоматически никому не должен. И родные у гроба, несмотря на все былые житейские передряги, плачут уже по вполне понятной причине: хороший все-таки был человек, все наши долги с собой унес.

Я категорически отказался. Во-первых, потому что это уже было: однажды после такой же ни к чему не обязывающей беседы, закончившейся неопределенным «Хорошо, я подумаю», обнаружил спустя несколько месяцев в своем личном кабинете заемщика, что уже являюсь добросовестным страхователем. Во-вторых… Но об этом несколько позже. Тогда он попросил ответить на несколько вопросов, чтобы заполнить анкету. Тут мы пришли к согласию. «Как вы относитесь к системе страхования?», — спросил он. «К системе отношусь хорошо, систему, которая действует в нашей стране, считаю ущербной». Больше вопросов интервьюер задавать не захотел.

А двумя днями раньше один из коллег ломал голову над проблемой, актуальной для всей страны: что делать, если автострахование считается обязательным, а приобрести полис ОСАГО без излишней нервотрепки невозможно? Вообще-то он клиент «Ингосстраха», но когда обратился туда, чтобы выполнить возложенные на него законом обязанности, то ему также было предложено подумать о том, что всякий человек на земле если уж не потенциальный калека, то наверняка находится здесь временно. То есть, застраховать свою жизнь от непредвиденных жизненных катаклизмов. «Так ведь там страхование добровольное, а я к вам пришел, чтобы закон не нарушать», — неуверенно защищался он. «Тогда надо ехать в поселок Каз – там у нас головной офис, там помогут решить вашу проблему», — ответили ему.

Режим работы «головного офиса», оказывается, полностью соответствует трудовому ритму страны: выходные, праздники, обеденный перерыв, начало и окончание рабочего дня – все, как и у большинства иных граждан. Так что если хочешь оставаться добросовестным и не нарушать закон – отпрашивайся с работы, и, возможно, будет тебе счастье.

А если не устраивают условия здесь – иди в другие сообщества, у нас рынок. Скажем, в «Росгосстрах», принадлежащий братьям Хачатуровым, но до сих пор воспринимающийся как компания, имеющая в уставном капитале долю государства.  На наличие в корне названия слова «гос» многие клюют как на самую сочную наживку. Или в «РЕСО», контролируемую Сергеем и Николаем Саркисовыми. Правда, если зайти на сайт «Сравни.ру» и посмотреть там отзывы о практике этих наиболее крупных игроков на страховом рынке, то можно без труда выяснить, что проблема практически везде одна и та же – к обязательному ОСАГО надо добровольно-принудительно приобрести еще какой-нибудь полис. Вип-менеджмент миллиардеров вынуждает строить свою работу на местах так, чтобы максимально усложнить жизнь тем, кому деваться попросту некуда. Отсюда и эти головные офисы вдалеке от крупных городов, и наплевательское отношение к выносимым по жалобам клиентов вердиктам Роспотребнадзора, судов, прокуратуры, а нередко и откровенное хамство рядовых исполнителей.

Причиной тотального бойкота интересов собственных клиентов послужили вошедшие в силу изменения в законодательстве, в связи с которыми страховщика обязывают быть более внимательным к нуждам автомобилистов. В последнее время законодатель уменьшил срок рассмотрения заявления потерпевшего с 30 до 20 дней. За нарушение срока выплаты введены серьезные санкции – 1 процент от причитающейся клиенту суммы за каждый просроченный день. Уровень износа деталей, который можно отражать в документах, снизился с 80 до 50 процентов. Максимальная выплата за пострадавшее имущество увеличилась со 160 тысяч до 400. А в случае причинения вреда жизни и здоровью, с апреля 2015 года она составит до 500 тысяч. Правда, и тариф увеличился – его коридор (без учета всех коэффициентов, естественно) установлен в пределах 2 440-2 574 рублей. Вы думаете, кто-нибудь ориентирован на нижнюю планку? Напрасно: на конец октября таких уведомлений в Центробанк не поступало – все выбрали верхний предел.

Отстоять собственные интересы на государственном уровне, если уж положение действительно такое печальное, страховщики, как оказалось, не способны, и потому выбрали для решения своих проблем безропотную жертву – автомобилиста, который обязан иметь на руках полис ОСАГО. Ведь зачастую мы обращаемся за оказанием услуг (да, именно — это называется оказанием услуг) в самый последний момент, и многие, чтобы не усложнять себе жизнь, подписывают любые бумаги, которые подсунет ему заботливый страховой агент.  Делается это для того, чтобы добиться необходимого результата: «С миру по нитке – голому рубаха. Хотя…

Из сводок о средней заработной плате в регионе, довольно часто публикуемых на сайте, все мы прекрасно знаем, что работающие в системе страхования вряд ли раздеты, уровень доходов у них — один из самых высоких. Уступает он лишь служащим банков и горнякам. Не говоря уже о состоянии тех же Саркисовых и Хачатуровых. Поэтому хотелось бы несколько перефразировать определение немца Колера применительно к России: «Страхование – это победа мыслящей логики одних при умелой организации нелепо складывающихся обстоятельств («alogishe Gestaltungen») другим». Бизнес-интерес, получение прибыли превалируют над всеми другими факторами, в том числе – социальными. А о возможном риске, о котором почти два века назад говорило Министерство внутренних дел России, неблагодарный посредник, аккумулирующий наши средства и распоряжающийся ими, даже и думать не хочет.

Слава Жилин

NK-TV.COM

 

 

 

 

 

 

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …