Продолжаем уверенно падать. Это признало даже наше Минэкономразвития, до последнего времени что-то оптимистично бубнившее про то, как в следующем году родной ВВП рванёт аж на 1,2 процента вверх. Открылась бездна, звезд полна… и дна этой бездне, куда настойчиво катится российский рубль, и все мы, даже не видно. Будут сокращаться инвестиции, обороты розничной торговли, реальные зарплаты… На этом фоне открытие «суперрегионального» (а почему не сверхвселенского?!) ТРЦ «Планета» стоимостью в 8 миллиардов рублей (это только пока) выглядит почти трагикомичным фарсом.

Но спешу вас уверить: всё логично! Планета (в смысле – Земля), выбравшая модель существования, как общества потребления, выстраивает экономику по типу пирамиды. Чем больше и шире потребляют снизу, тем лучше верхним. Как только перестанут потреблять, всё рухнет. Чтобы система продолжала функционировать, надо как можно больше потреблять. Собственно, для этого устраиваются оранжевые революции и локальные войны, производятся одноразовые телефоны и строятся гиперрегиональные межгалактические ТРЦ… Западный рынок перенасыщен сетями, а для нас все эти «Леруа-Марлен» и «ОBI» пока в диковинку – значит, есть ещё, куда потреблять!

РосЕвроДевелопмент, открывший «Планету», посчитал «потреблятельский» потенциал новокузнечан и кузбассовцев весьма перспективным – это даже приятно. В планах компании – официальное открытие Великой Империи Потребления с участием поп-звёзд и (барабаны!!!) розыгрышем автомобиля, появление ещё одного большого магазина с товарами для дачи, дома и ремонта, а также строительство такой же «Планеты» в Кемерове (всего за полтора–два года!)… Хочется потреблять, а нечем? Не тормози: возьми кредит – купи ребёнку йогурт!

возьми кредит - купи ребёнку йогурт-2 (1)Наш народ, жаждущий посмотреть на немецкие светодиодные скамейки у входа, фонтанчик с подсветкой и живых африканцев с тамтамами, не остановили даже 30-градусные морозы, забитая наземная парковка и то, что охранники отбирали у граждан тележки, заставляя тащить неподъёмные пакеты на себе! Горожане растекались по этажам «Планеты», явно теряясь среди её огромных площадей (всё-таки 162 тысячи квадратов!), но целеустремлённо следуя основному «потреблятельскому» инстинкту… Судя по всему, 800 тысяч человек в месяц, которых ожидает РосЕвроДевелопмент, – не такая уж заоблачная цифра.

«И я там был»: гигантское полупустое здание с глухими стенами, жирно ползущими в преисподнюю подземной парковки эскалаторами, неумолкающей музыкой, что-то настойчиво внушающей подсознанию, неживым светом, скрадывающим пространство и время… Жуть. Таких ТРЦ у нас, действительно, ещё не было: всё сделано на высшем уровне, чтобы люди не ощущали даже самих себя, превратившись в абсолютную квинтэссенцию потребления.

… Города живут очень долго и очень медленно. А там, где есть большие и медлительные существа, всегда появляются маленькие и быстрые… Паразиты. Сначала они очень «няшные» и привлекательные – ведь надо, чтобы как можно больше людей их захотели. Потом они становятся агрессивными и, в конце концов, высасывают из городов жизнь, которая и есть люди, а для этого они заманивают горожан к себе, сами превращаясь в города – гигантские магазины, состоящие из множества магазинов и магазинчиков… Тогда, облепленные этими паразитами, настоящие города и цивилизации умирают.

Это из «Мрачного жнеца» Терри Пратчетта – писателя из старой-старой Англии, где обществу потребления уже некуда развиваться (все кирпичики пирамиды давно уже вставлены). Его книжку можно расхватать по цитатам – узнаваемость любого уважающего себя супергалактического ТРЦ будет 100 процентов!

«… РАЗ ПРАДАЖА! РАЗ ПРАДАЖА!! РАЗ ПРАДАЖА!!! НАЧЕНАИТСЯ ЗАВТРА!!!
ПАТРЯСНЫЕ СКИДКИ!!!!!
Лица прохожих все до единого были искажены гримасой непреодолимого предвкушения.

… И тут он услышал музыку.
– Это доносится откуда-то из-за города, – заметила Людмилла. – И туда же направляются… все… люди. Неужели эта музыка им нравится?
– Она даже самой себе не может нравиться, – пожал плечами Сдумс.
– Это очень похоже на… Помните прошлогоднее нашествие крыс? А потом еще появился тот тип, который утверждал, будто его дудку слышат только крысы?

… Никогда еще не доводилось видеть ему столь необычное свечение. Казалось, свет струится со всех сторон, находит малейшую тень и безжалостно с ней расправляется. Этот свет был значительно ярче дневного, но он был другим, с голубой кромкой, которая, будто острым ножом, обрезала поле зрения.

… Этот мир состоял сплошь из прямоугольников. Сплошные углы и коридоры меж прозрачных панелей. И постоянно звучащая не-музыка… Они двинулись дальше. Коридор вывел их на широкую, ярко освещенную площадь под куполом. На разные этажи, вниз и вверх, вели лестницы, посреди площади бил фонтан, обставленный разнообразными растениями в горшках, которые выглядели слишком здоровыми, чтобы быть настоящими.

… Они были черными и очень походили на покатую реку. Черное вещество вытекало из-под пола, превращалось в некое подобие ступеней, поднималось вверх по склону и исчезало под полом наверху. Появляясь на свет, ступени издавали ритмичный сосущий звук, как будто кто-то исследовал языком порядком надоевшее дупло в зубе.

– Знаете, – сказала она, – я в жизни не видела столько стекла, но эти прозрачные штуки выглядят точь-в-точь как маленькие магазинчики. Только какой в этом смысл? Большой магазин, набитый магазинами поменьше?
– Он еще не созрел, – вдруг промолвил Сдумс.

– Эти тележки выглядят совсем иначе, – заметила Людмилла. – Они заметно крупнее, противнее, и в них больше острых углов.
– Это солдаты, – объяснил Сдумс. – А раньше мы сталкивались с чернорабочими. Но теперь появились солдаты. Все, как у муравьев.
– Когда я был маленьким, у меня был маленький домик, который я называл муравьиной фермой, – с гордостью заявил Артур, который достаточно сильно ударился об пол и несколько утратил связь с реальностью.
– Подождите, – вдруг сказала Людмилла. – О муравьях я знаю все. Они живут у нас на заднем дворе. Если есть рабочие и солдаты, значит, должна быть…

… Музыка мгновенно прекратилась. Из неровной дыры на потолке вывалились розовые трубки и посыпались прямо на Артура, делая его похожим на очень дешевые спагетти с фрикадельками. Некоторое время фонтаны на площади работали в обратном режиме, а потом совсем иссякли. Тележки остановились. Задние наскочили на передние, и раздался жалобный звон. Из отверстия продолжали падать трубки. Сдумс взял в руку одну из них – она была противно розовой на вид и не менее противно липкой на ощупь.
– Что это такое, как вы думаете? – спросила Людмилла.
– Я думаю, – сказал Сдумс, – что нам пора убираться отсюда. И очень быстро!
Пол задрожал, из фонтанов повалил пар».

… Чем больше по площади супергипер ТРЦ, тем больше времени надо на покупки… и тем больше мы покупаем, в общем-то, ненужных нам вещей, а каждая такая вещь тащит за собой ещё больше ненужных покупок – всё это законы Великой Пирамиды Потребления! А чтобы прочитать «Мрачного жреца» Пратчетта, нужно всего 10–15 часов. Вывод, по-моему, напрашивается сам собой: давайте меньше времени тратить на походы по магазинам, а больше читать хороших книжек!

Полина Тихомирова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

3 комментария

  1. Читатель96142

    05.12.2014 22:03 в 22:03

    Товарищ Полина Тихомирова, видимо, полагает, что единственная разумная и адекватная модель потребления — это «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Только в этом случае тов. Тихомировой придется менять профессию, так как способностей к журналистике у неё явно не наблюдается. Ну и вообще, стоило бы почаще заглядывать в учебник русского языка, а не копипейстить Пратчетта.

    Ответить

  2. Лапоть

    06.12.2014 14:38 в 14:38

    Так не ходите по гипермаркетам, не покупайте не нужные вещи. Продуктам питания альтернатива есть при чем в шаговой доступности. А в центры можно ходить за вещами только в период распродаж.

    Ответить

  3. Читатель7777

    10.12.2014 09:06 в 09:06

    Молодец, Полина Тихомирова! Хотя потреблятелям этого не понять

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …