Шестнадцатичасовой минский «марафон» завершен. По итогам встречи президентов России, Украины, Франции и канцлера Германии принята декларация в поддержку Комплекса мер по выполнению минских соглашений. Документ принят и подписан участниками Контактной группы по урегулированию ситуации на Украине экс-президентом Украины Леонидом Кучмой, послом России на Украине Михаилом Зурабовым, представителем ОБСЕ Хайди Тальявини и лидерами самопровозглашенных республик Александром Захарченко и Игорем Плотникцим. В основе Комплекса мер лежат положения прежних договоренностей, согласованых 5 и 19 сентября прошлого года. Основным отличием нового документа является более детальное прописывание каждого из пунктов и установление временных рамок для их исполнения.
Главный вопрос, обусловленный подписанием Комплекса мер заключается в том, кто выиграл, кто проиграл, а кто остался при своих, по результатам минской встречи. Ответ на него может показаться достаточно неожиданным, так как в роли победителя во всей этой истории оказались не главные «виновники торжества» в лице конфликтующих Украины и самопровозглашенных республик, а Россия и в первую очередь, ее президент Владимир Путин. По числу приобретенных в Минске бонусов, он намного опережает остальных участников переговоров.
Первой и одной из самых важных его побед является то, что Россия де-факто не признана стороной конфликта, на чем еще недавно настаивали многие западные политики. Вместо этого имеет место явный прорыв международной политической и экономической изоляции, в которой оказалась Россия из-за обвинений в поддержке сепаратистов. В Минске, Путин выступил в роли главного миротворца, пожалуй, единственного способного не на словах, а на деле изменить ход конфликта. Очевидно, что без участия российского президента ни каких договоренностей сторонам достичь бы не удалось. И это четко уяснили его партнеры по переговорам — европейские лидеры Ангела Меркель и Франсуа Олланд.
Первые плоды этой победы можно было наблюдать буквально через несколько часов после завершения переговоров в Минске. Глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил о том, что вопрос о санкциях в отношении России не является сейчас актуальным. Таким образом, Москва смогла избежать введения новых санкций, которые были бы неизбежными в случае провала переговоров. Учитывая, что в самой Европе нет единого мнения по поводу уже существующих санкций в отношении России, есть основания полагать, что в скором времени они могут быть ослаблены или частично отменены. Конечно, если не произойдет каких-то неожиданностей.
Второй, не менее интересный момент заключается в том, что ни в ходе переговоров, ни после них не было сказано ни слова о Крыме. Это может служить подтверждением предположений ряда экспертов о том, что, как минимум, ЕС готовы «простить» Москве Крым, в обмен на изменение позиции по конфликту на востоке Украины.
Довольно изящно решен и другой немаловажный вопрос, связанный с возможным нахождением российских военнослужащих на территории мятежных республик. Еще недавно, эта тема являлась одним из главных оснований для давления Запада на Россию. После минской встречи эта тема была мягко опущена. Напротив, новые минские договоренности предусматривают вывод с территории Украины всех иностранных граждан, принимавших участие в конфликте. Примечательно, что в поддержку этой формулировки наиболее активно высказывалась именно российская сторона. Все это позволяет ей при необходимости без лишнего политического шума и последствий отозвать из самопровозглашенных республик своих эмиссаров (если таковые там находились). О поставленной туда технике и военной амуниции (если такие поставки имели место) в соглашениях не говорится вообще ничего.
Что касается выигрышей других участников этого процесса, то они так же имеют место быть, хотя и не столь масштабны, по сравнению с российскими. Главным плюсом для ДНР и ЛНР стало признание их территории в новых расширенных границах, а так же обещание сохранения схемы управления и власти за нынешними лидерами республик. Весомым плюсом является и закрепление за Украиной обязанности выплаты пенсий и социальных пособий жителям ДНР и ЛНР.
Что касается европейской стороны, то в отношении нее больше других подходит формулировка «остаться при своих». Активные действия лидеров ФРГ и Франции позволили (по крайней мере, на время) предотвратить начало большой войны с участием России и стран ЕС.
Весьма неоднозначными видятся последствия вчерашних договоренностей для Украины. Очевидно, что результаты последнего военного поражения Киева будут закреплены политически. Это, в свою очередь, может говорить о фактической утрате им контроля над Донбассом, при сохранении необходимости его финансовой поддержки. Крайне невыгодной для Украины является и схема возвращения ей контроля за частью российско-украинской границы, приходящейся на территории ДНР и ЛНР. Для этого ей потребуется внесение изменений в Конституцию и около года времени. С другой стороны, достижение новых минских договоренностей стало отправной точкой для ЕС и международных финансовых институтов, выразивших готовность предоставить Украине беспрецедентную по объемам финансовую помощь. Так, Международный валютный фонд (МВФ) предварительно договорился с Украиной о предоставлении ей кредита на 15,5 млрд евро. И это далеко не все. «Из вместе взятых различных источников полный пакет финансирования составит около 40 млрд за четырехлетний период», — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Этих денег достаточно для стабилизации экономической ситуации на Украине и начала восстановления экономики страны. Нельзя так же исключать, что если Киеву удастся заморозить конфликт на востоке страны и стабилизировать внутреннюю политическую ситуацию, Запад попытается предложить Украине некий аналог «плана Маршала». Это может быть обусловлено тем, что в последние дни западные политики уяснили, сколь опасной для самой Европы может оказаться потеря экономической и политической стабильности на Украине.
фото: google.ru