В Госдуму внесен законопроект о наделении блогеров полными правами и возможностями журналистов. Согласно реестру Роскомнадзора, сейчас под него подпадет лишь около 500 человек. Как выяснила «НГ», пока в России власти охотнее занимаются запретом сетевых ресурсов, чем регистрацией популярных интернет-авторов.
Дополнить закон о СМИ понятием «блогер» предложил депутат из «Справедливой России» Антон Казаков. Определение ему он дает такое: «Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3000 пользователей».
Понятное дело, что сам блогер должен быть зарегистрирован в официальном порядке в соответствии с законом, принятым в мае 2014 года. В нем тогда было упоминание, что эти «новые журналисты» пользуются теми же правами, что и традиционные, но в нашей стране указание непрофильного закона многими правоприменителями просто игнорируется.
И вот теперь блогеров предложено все-таки окончательно приравнять к СМИ. По мнению автора поправок, без подобного закона «блогеры, приравненные к журналистам, оказываются по сравнению с ними в ущемленном положении, так как не обладают статусом и полнотой прав журналиста, предусмотренных законом». Эти права перечислены в законе о СМИ в 12 пунктах – от поиска, запроса, получения и распространения информации до «распространения подготовленных сообщений и материалов за своей подписью, под псевдонимом или без подписи».
Теперь и блогеры теоретически получат доступ к информации госорганов и госорганизаций, смогут писать официальные запросы, на которые необходимо будет ответить в течение семи дней, и т.д. Напомним, что согласно так называемому закону о блогерах сегодня они имеют право на свободный доступ к информации, свободу самовыражения, публикацию цитат и мнений и размещение рекламы. За злоупотребление этими правами им, впрочем, грозит административная и уголовная ответственность. При этом блогеры обязательно должны размещать информацию о себе, чтить каждым кликом законодательство РФ, не вмешиваясь в частную жизнь граждан, не допуская фальсификаций или сокрытия общественно значимых сведений, избегая недостоверных сведений и ни в коем случае не пороча чести и достоинства других граждан.
Отметим, что в 2014 году, когда принимался этот закон, парламентарии подчеркивали: блогеров не приравнивают к СМИ. Они не признаются представителями СМИ, потому что если кто-то зарегистрирован как СМИ, то тогда он не блогер. Теперь эту терминологическо-юридическую казуистику, судя по всему, решено прояснить.
Впрочем, тут важен вопрос о количестве тех людей, которые, возможно, обретут права СМИ. За время действия закона о блогерах, то есть с 1 августа 2014 года по март 2015-го, в реестр Роскомнадзора было внесены около 500 записей. Многие эксперты считают, что это число существенно меньше реального количества популярных блогеров – то есть тех, кого читает в сутки более 3 тыс. посетителей. Кстати говоря, 500-м блогом, внесенным в список надзорного ведомства, стала публичная страница «Игр разума» «ВКонтакте».
Руководитель пресс-службы Роскомнадзора Вадим Ампелонский сказал «НГ», что, во-первых, на данный момент популярных блогеров действительно больше, чем 500, но, во-вторых, процесс регистрации идет нормальными темпами. По его словам, тут самое важное – верификация, то есть проверка заявок на регистрацию ресурсов в Роскомнадзоре. Темпами включения в него блогеров в ведомстве удовлетворены и не видят необходимости «искусственно их разгонять».
Но если для сравнения взять другой реестр Роскомнадзора – запрещенных сайтов, закон о котором был принят в ноябре 2012-го, то тут содержимое гораздо более объемное. О том, сколько в него включено страниц, есть, конечно, разные данные. По одним сведениям, их около 52 тыс., по другим, например, от «Роскомсвободы», – в 10 раз больше. Кстати, сам Роскомнадзор сообщал, что по итогам 2014-го в список попали 45 700 ссылок: 64% были уличены в пропаганде и распространении наркотиков, 15% – детской порнографии, 12% – суицида. Если сравнить показатели двух реестров, то получится, что в список популярных блогеров ежедневно вносится чуть более двух страниц в сутки, а в перечень запрещенных страниц – как минимум по 60. А если взять данные «Роскомсвободы», то и вовсе по 600 страниц.
Однако депутатская инициатива о приравнивании блогеров к журналистам уже получила негативный отклик из Совета Федерации. Зампред комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин отметил, что журналистом любого блогера считать нельзя. «Им может стать любой человек, даже депутат Госдумы», – сказал он. И продолжил: на блогера не должны автоматом распространяться все права и обязанности, предусмотренные законом о СМИ. И действительно, что блогер, к примеру, будет предъявлять в ответ на просьбу показать редакционное удостоверение?