Если верить социологическим опросам, положение дел в стране россияне сегодня оценивают высоко, как никогда, и в будущее смотрят с оптимизмом. Индекс социальных настроений, измеряемый ВЦИОМ, в марте текущего года вышел на отметку 70 пунктов — максимальный уровень за всю пятилетнюю историю его измерений.
По словам гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, это связано с тем, что «экономический кризис не так глубок, ожидания были гораздо хуже», а прошлогодние события (в частности, присоединение Крыма) по-прежнему служат для россиян «анестезией», которая сдерживает эффект от проблем в экономике, пишет РБК.
Но реальные факты вступают в противоречие с оптимистическими настроениями граждан. Так, продолжающийся рост проблемных долгов говорит о том, что в жизни россиян далеко не все благополучно, и ситуация лишь ухудшается. По данным Объединенного бюро кредитных историй, к апрелю 5,2 миллиона человек перестали платить по кредитам — это на 1,5 миллиона больше, чем годом ранее. Их общая задолженность перед банками составляет почти 1,3 трлн рублей. В срок не обслуживается каждый пятый кредит, каждый десятый банки и коллекторы считают безнадежным, сообщают «Ведомости».
В России уже начались массовые социальные дефолты: такого их количества в новейшей истории страны еще не было, рассказал изданию зампред правления «ОТП банка» Илья Чижевский. По словам его коллеги — гендиректора ОКБ Даниэля Зеленского, — в кризис 2008 — 2009 гг. доля проблемных долгов достигала максимум 12%, сейчас уже превысила 17%. Начинает портиться даже ипотечный портфель: в срок не обслуживается 83,3 тыс. кредитов против 54 тыс. годом ранее (3,5%).
Кредитные обязательства в данный момент имеют, в общей сложности, 39,4 миллиона человек — более половины экономически активного населения страны. Всего россияне должны банкам 10,6 трлн руб., причем многие сразу нескольким.
Плохими долгами накрыло всю банковскую систему — стремительно ухудшается качество розничных портфелей даже у госбанков. У группы ВТБ в 2014 г. «обесцененные кредиты» (так классифицирует их сам банк) увеличились почти на 90%. У Сбербанка прирост проблемных кредитов — 77%.
Ранее почти две трети заемщиков в опросе фонда «Общественное мнение» признались, что в последнее время им стало тяжелее, чем раньше, погашать задолженность. Вероятность личного дефолта допустили половина должников. Подавляющее их большинство имеют только один кредит. Около трети отдают за него от 10% до 25% своего ежемесячного дохода, и примерно столько же — от 25% до 50%. До 75% доходов выплачивают 13%, столько же — свыше 75%. Еще 9% признались, что за них кредит погашают другие члены семьи, родственники, друзья или знакомые.
По данным компании «Сейквойя кредит консолидейшн», сегодня люди становятся злостными неплательщиками поневоле. В основном, это добросовестные заемщики, признающие долг, но столкнувшиеся с финансовыми трудностями разного характера — от снижения доходов до потери работы. Финансовые трудности в целом (без конкретизации) называли главной причиной возникновения просроченной задолженности 38% респондентов. На сокращение зарплаты указали 15%. Около 20% должников допустили задержку очередного платежа по кредиту из-за потери работы. У 8% тех, кто нарушил график выплат, кредит был в иностранной валюте, а доходы — в национальной, и их подкосил обвал рубля.
Банки по возможности стараются идти навстречу таким заемщикам и реструктуризировать кредиты, но, как показывает опыт, через два — три месяца 40 — 60% реструктурированных кредитов опять выходят на просрочку, отмечают эксперты. По мнению президента «Секвойи» Елены Докучаевой, для части должников выходом станет закон о банкротстве физлиц, вступающий в силу с июля. По самым пессимистичным оценкам, в первый год действия закона объявить себя банкротами и освободиться от обязательств смогут до 2 миллионов человек, однако Докучаева полагает, что в реальности количество банкротов не превысит 200 тысяч человек.